Явление Богородицы Сергию Радонежскому: икона Пресвятой Богоматери и молитвы

Как произошло явление Богородицы Сергию Радонежскому

Во время Рождественского поста 1385 года преподобному Сергию во время ночной молитвы Пресвятой Богородице случилось чудное видение. Старейшина почувствовал, что вот-вот должно произойти что-то Божественное, и предупредил своего келейника Мику. В келье раздался голос, возвещающий о приходе Богородицы.

Преподобный покинул келью навстречу Богородице, и ему явился светлый образ Богородицы в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Старец благоговейно поклонился Царице Небесной, не в силах вымолвить ни слова. Пресвятая Богородица сообщила настоятелю Троицкого монастыря, что его молитва услышана. Он всегда будет заботиться о Троицком монастыре: как при жизни Серджио, так и после его смерти.

После этих слов Богородица стала невидимой. Его внешний вид и слова произвели на преподобного Сергия неизгладимое впечатление. Он позвонил своим ученикам и своему сотовому помощнику и рассказал о том, что он видел и слышал. Вместе они совершили молебен в честь Пресвятой Богородицы. Монахи Троицкого монастыря сохранили память о встрече Сергия Радонежского с Царицей Небесной. После открытия мощей на его могиле была установлена ​​икона, изображающая явление Богородицы иноку.

Сюжет разворачивается в первой половине XV века: Сергий и Михей преклоняют колени перед Богородицей и апостолами на заднем плане кельи. На некоторых изображениях вместо Михея изображен Никон, верный ученик и преемник преподобного Сергия. В августе 1585 года после освящения Успенского собора по приказу царя святые мощи тауматурга были перенесены из деревянного гроба в серебряную святыню и перенесены на новое место.

На досках крышки гроба написаны две чудотворные иконы: «Явление Богородицы Сергию Радонежскому» (1588 г.) и «Сергий Радонежский». Автор (а точнее, организатор росписи сакрального образа) — келарь (ответственный за снабжение трапезной Троицкого монастыря) Евстафий Головкин, имя и дата создания святыни которого указаны слева изображения. Икона была украшена точеным серебряным обрамлением с позолотой и жемчугом.

явление Богородицы сергию радонежскому

Впоследствии мощь была помещена в киот, внутри которого были изображены:

  • Никола Чудотворец;
  • пророк Иоанн Креститель;
  • архангел Михаил;
  • ангел-хранитель.

К чудотворной иконе обратились, чтобы возвысить дух русского войска:

  • 1654-1667 — во время войны с Польшей;
  • 1700-1721 — Северная война с Карлом XII (Швеция);
  • 1812 г. — с Наполеоном (Франция);
  • 1853-1856 — Крым;
  • 1877-1878 гг. — русско-турецкий;
  • 1904–1905 — русско-японец;
  • 1914 г. — Первая мировая война.

Царь Алексей Михайлович после победы над Речью Посполитой приказал сделать надпись на правой стороне иконы и повторить ее на серебряной пластине рамы. Сохранилась заложенная царем традиция ведения исторического учета заработной платы. Впоследствии такие записи после каждого военного события гравировались на раме, обрамлении киота. Единственная недостающая надпись — это то, что священная реликвия находилась в ставке верховного главнокомандующего.

явление Богородицы сергию радонежскому

В 1919 году Троице-Сергиев монастырь был закрыт. Уникальная реликвия стала музейным экспонатом. В настоящее время его можно увидеть на выставке «Ризница Троице-Сергиевой Лавры» в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Икона «Явление Богородицы преподобному Сергию» почиталась монастырскими братьями как чудотворная. В память об этом чуде в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры каждую пятницу читают акатиста в честь Царицы Небесной. 24 августа в храме проводится торжественное мероприятие, посвященное встрече престарелого Сергия и Богородицы.

Богослужения

Minea. Пасхальный канон Пресвятой Богородице, воспетый в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в пятницу вечером с Фоминой недели до пятой недели после Пасхи в память о визите преподобного к Богородице

Minea. 24 августа. Чествование Пресвятой Богородицы перед явлением преподобному Сергию, игумену Радонежскому

Галерея

Образование Троицко-Сергиевой Лавры

Благоухание его святой жизни распространилось далеко, и они стали приходить к монаху, сначала ради оживленной беседы, а затем были те, кто хотел жить рядом с ним, согласившись терпеть нехватку места и голод, и жажда и всякие недостатки, чтобы «ввести его в Царствие Божие» (Деяния 14:22). И они начали строить кельи в пустыне, и с детской простотой и любовью пришельцы начали познавать дела пустыни. Долгое время учеников Сергия было 12, из них первыми были Василий, Иаков, Онисим диакон и Елисей — отец и сын, соотечественники Сергиевых; Сильвестр, Мефодий, Андроник.

Строительство монастыря

так родилась Лавра Сергиева. Внешний вид его тогда был скромным и жалким: в глухом лесу над рекой расчищена поляна и окружена тиномом, на ней церковь и несколько маленьких келий; между ними еще деревья и пни; кое-где вырыты гряды и засажены овощами. Жизнь монахов протекала спокойно и мирно. Каждый день они собирались в церкви и отправляли полуночную службу, утреню, часы, вечерню и повечерие, а священник из ближайшего села совершал Божественную литургию, потому что священника среди них не было. Между ними было полное равенство, но духовно преподобный Сергий был выше всех, и никто не мог сравниться с ним — ни в те годы, ни в последующие годы — он не мог. По слову Спасителя — «кто хочет быть первым среди вас, да будет он всем рабом» (Мк 10:44) — он служил своим братьям: строил кельи, пек хлеб, готовил пищу, шил одежду, приносил воду и выполнял другие работы. Он ел хлеб и воду и очень мало спал. Тогда к ним пришел игумен Митрофан и стал их игуменом. Порядок ежедневного богослужения соблюдался, собирались в церкви на полночь, утреню, третий, шестой и девятый часы, на вечерню и повинение, исполняя частые молитвенные песни за милостыню, за больных, за умерших — непрекращающуюся молитву, согласно Заповедь апостола (1 Фес. 5:17) была их непрекращающимся правлением как в церкви, так и в келье. С глубоким смирением и усердием преподобный служил своим братьям: строил кельи, рубил дрова, перетирал зерно, пек хлеб, готовил пищу, шил одежду и обувь, возил воду. Как земной ангел, в посте и непрестанной молитве он прилагал лишения к невзгодам, и между братьями царил глубокий мир в духе евангельского смирения, самоотречения и любви. Двенадцатилетний Иоанн, внук Сергиева, взял ангельский образ с именем Феодор и, прожив 23 года, был первым иконописцем, а затем архиепископом Ростовским.

Куликовская Битва и Дмитрий Донской

это было настолько тяжелое время, что оно грозило русскому народу полной гибелью. И Сергий дарован Богом земле Русской, как его истинная печаль. Он вдохнул веру в Божью помощь, поднял дух родного народа на защиту рабовладельцев.

А. Новоскольцев «Преподобный Серджио благословляет Дмитрия Донского на бой с Мамаем»

Мамай ушел в Россию с полчищами. Великий князь Деметрий посетил Троицу со своими князьями-воинами. Преподобный отслужил Божественную литургию, пригласил князя и правителя на трапезу и сказал: «Господь Бог тебе помощник. Еще не пришло время вам носить венец этой победы вечным сном; но для многих, без числа для многих из ваших соратников, мученические венцы переплетаются с вечной памятью ». Он окропил князя и всех, кто был с ним, святой водой и сказал, что враг обречен на окончательную смерть: «и ты, великий князь, примешь помощь, милость и славу от Господа. Мы уповаем на Господа и на Пречистую Богородицу, что они не оставят вас ». И, осеняя великого князя, преклонившегося перед ним святым крестом, Богоносец Сергий восторженно сказал:« Иди, господин, без страх! Господь поможет тебе против злых врагов! ». А затем он тихо сказал одному из них: «Победите своих врагов». А в благословение, в знак победы своего войска князь попросил двух монахов, бывших воинов, Александра Пересвета и Андрея Ослябу. Разложив на них узоры, украшенные изображением креста Христова, старец отправил их на поле боя. Благословив Великого Князя, его иноков, рыцарей и всю княжескую дружину крестом и еще раз окропив святой водой Великого Князя, преподобный Сергий сказал князю: «Да будет Господь Бог вам помощником и защитником.: Он победит и свергнет ваших противников и прославит вас! » Весть о благословении на борьбу с Мамаем промелькнула на лице всей русской земли, и луч надежды укрепился в сердцах детей россиян, Олег Рязанский заколебался и не пошел против Москвы. 8 сентября 1380 г на Дону войска поднялись боевым порядком, и преподобный Нектарий и другие иноки прибыли к Сергию с благословением всему христолюбивому войску. Они принесли просфору Богородицы и письмо с призывом сражаться храбро и надеяться, что Бог увенчает их счастливым успехом. Бог и Троица помогут. Подойдя к Дону, великий князь Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли реку или нет, и только после получения ободряющего письма от Сергия с призывом как можно скорее напасть на татар, он предпринял решительные действия. Преподобный как бы сам посетил хозяина, и даже слабоумные воины вдохновлялись мужеством и готовностью отдать душу за святую православную веру, за нашу дорогую Родину. Между монахом схимом Александром и татарским богатырем Челубеем произошла единственная драка. В схематической одежде, без доспехов и шлема инициатор победы подошел с тяжелым копьем и упал вместе с татарином. Многие солдаты погибли мученической смертью: из 150 тысяч, уехавших из Москвы, 40 тысяч вернулись. Пока шла грозная Куликовская битва, преподобный Сергий собрал всех своих братьев в Животворном Троицком монастыре и вознес сердечные молитвы за успех великого дела. Телом он был в молитве, а в духе он был на Куликовом поле, видя глазами веры все, что там происходило, и, как очевидец, он видел и назвал по именам павших воинов, сам произнес поминальные молитвы за них со всеми братьями. Наконец, он объявил о полном разгроме врагов и прославил Бога, даровавшего победу православным.

Рождение и детство

Великий опечаленный и защитник земли русской родился в семье добрых и благочестивых родителей Кирилла и Марии. Они строго соблюдали устав церкви и помогали бедным. Их сын — красавица Православной Церкви и опора своей Родины — был избранником Бога. В воскресенье в церкви, во время литургии, ребенок трижды плакал в утробе матери — перед чтением Евангелия, пока он пел песня херувимов и с восклицанием «Святым святым». Перед рождением ребенка он показал всем знамение, что будет служителем Святой Троицы. Мы знаем, что Бог избрал и освятил пророка Иеремию из чрева его матери, а также пророка Исаию. И предшественник Иоанн, еще во чреве матери, узнал Господа, и мать его радостно воскликнула пророчески: Приди ко мне, Матерь Господа моего (Лк 1,44).

На месте, где родился Сергий, был построен Варницкий монастырь

Еще до рождения монаха Господь явил ему свою благодать и божественное провидение. Его мать, понимая, что несет в себе будущего подвижника благочестия, хранила свою душу и тело в чистоте и самообладании, в молитве и уединении. Родители могут рассказать им о факторах добра еще до рождения их детей и с помощью молока привить им нравственность. Преподобный Сергий родился в селе Варница близ Ростова 3 мая 1314 года. Назвали рожденного Варфоломея сыном радости. Младенец не брал соски, когда мать ела мясо, а по средам и пятницам он вообще не ел, из-за чего младенцы голодали. Мать полностью отказалась от мясной пищи, а ребенок, кроме среды и пятницы, всегда ел материнское молоко, «как исполнившееся дитя Божьей благодати».

Значение и роль события в православии

Для православных верующих явление Богородицы святому старцу Сергию было и имеет большое значение. В России Богоматерь всегда почиталась как заступница и покровительница перед Господом. С XIV века Троице-Сергиев монастырь стал духовной колыбелью русского православия, благодаря усилиям величайшего подвижника Русской земли преподобного Сергия Радонежского.

Явление Богородицы в Троицком монастыре перед святым старцем заставило Царицу Небесную увидеть и оценить свою роль в укреплении и распространении христианской веры.

Храмы

Список храмов с престольным праздником явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому.

Тексты молитв в честь явления Богородицы

Для прославления Богородицы, явившейся настоятелю Троицкого монастыря, были составлены тропари и кондак.

Тропарь

Для Богородицы она теперь низшая, / грешная и смиренная, и падающая / к покаянию, которое призывает из глубины души: / Владыка, помоги нам, помилуй нас, / пот; и у меня есть надежда на имама.

Ин тропарь

В ваших славных явлениях, Дева Мария, / падающая к вашим ногам, преподобный Сергий / и молитва о святых, они хорошо поработали / позволили вам увидеть материнское священство / ожидание всех грехов и всякого милосердия.

явление Богородицы сергию радонежскому

Кондак

Источник исцеления и утверждения веры Православие / твое посещение, Богородица, явившаяся / мы тоже, текущие к тебе, / освобожденные от бед и соблазнов, / Лавру живи, гони / хвала / лика бо хочеши, можеши.

явление Богородицы сергию радонежскому

Историческое содержание

Однажды среди ночи преподобный Сергий (1314-1392) прочитал Акатиста Богородице. Выполняя обычное правило, он присел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику: монах Михей († 6 мая 1385 г.): «Не спи, дитя, мы совершим прекрасный визит». Как только он произнес эти слова, послышался голос: «Идет Пречистая». Преподобный Сергий побежал из своей келлии ко входу, и вдруг его озарил яркий свет, более сильный, чем солнце. Он увидел сияющую невыразимой славой Богородицу в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Не выдержав чудесного света, преподобный Сергий благоговейно поклонился Богородице, и она сказала ему: «Не бойся, избранный мой! Я пришел к тебе. Не беспокойтесь больше за своих учеников и за это место. Ваша молитва была услышана. Отныне твоя резиденция будет изобиловать для всех, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего ухода к Богу я неумолимо покину твой монастырь, давая ему все необходимое и покрывая все его нужды ». Сказав это, Богородица стала невидимой. Инок Сергий долго пребывал в неописуемом восхищении, но, придя в себя, воскресил инока Михея. «Скажи мне, батюшка», — попросил келейник. «Что это было за чудесное видение? от ужаса моя душа чуть не разошлась с моим телом! «Но преподобный Сергий молчал; только его сияющее лицо говорило о духовной радости, которую испытывал святитель.« Подожди, — сказал он наконец своему ученику, — пока мой дух не успокоится после чудесного видения ». Через несколько секунд. Однажды преподобный Сергий вызвал двух своих учеников, иноков Исаака и Симона, и сообщил им об общей радости и надежде. Все вместе они спели молитвенную песнь Богородице. Остаток ночи преподобный Сергий провел без сна. Явление Богородицы в келье преподобного Сергия, на месте нынешней палаты Серапиона, произошло в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Память о пришествии Богородицы к Троице. Монастырь и его обетование свято хранились учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обнаружены его святые мощи и вскоре появилась икона Явления Богородицы. Богоматерь положили на могилу преподобного Сергия. Она почиталась как великое святилище. В 1446 году великий князь Василий Васильевич (1425–1462) был взят в плен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе и, услышав, что его ищут, взял икону явления Богородицы и встретил с ней князя Иоанна у дверей южного храма, сказав: «Брат, мы поцеловали животворный Крест и эту икону в этой животворящей Троицкой церкви к той же могиле чудотворца Сергия, чтобы мы не думали и не желали никому из братьев среди нас зла; но теперь я не знаю что будет со мной».

Преподобный Троицкий Амвросий (середина 15 века) воспроизвел на дереве икону явления Богородицы преподобному Сергию.

Икона Явления Богородицы царь Иван Грозный привез в Казанский поход (1552 г.). Самая известная икона, написанная в 1588 году кельником Троице-Сергиевой лавры Евстафием Головкиным (1571-1581; 1583-1593) на панно из деревянной эдикулы преподобного Сергия, разобранной в 1585 году по случаю перенесения мощи преподобного Сергия в серебряном футляре (14 августа). Через эту чудотворную икону Богородица несколько раз охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) взял ее в польский поход в 1657 году. В 1703 году икона участвовала во всех военных походах против шведского короля Карла XII, а в 1812 году митрополит Платон отправил ее в московское ополчение. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года, а во время Первой мировой войны находилась в ставке Верховного главнокомандующего в 1914 году.

На могиле преподобного Михея построена церковь, названная для освящения 10 декабря 1734 года в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами иноку отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г храм был отремонтирован и освящен митрополитом Московским Филаретом (+ 19 ноября 1867 г.), сказавшим: «Благодатью Всесвятого и освящающего Духа отреставрирован этот храм, созданный ранее в честь и в память явления Пресвятой Богородицы преподобному и освященному отцу Серджио, о котором свидетельствовал и преподобный Михей, пребывающий здесь в благоухании святыни. Память об этом благословенном событии уместно было почтить освященным храмом, хотя, кстати, весь монастырь является памятником этому чудесному визиту. Потому что вся его судьба на протяжении веков — это исполнение обещания Небесного Гостья: «Я никогда не покину это место». В память о посещении Богородицы в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры в пятницу читается акафист Пресвятой Богородице и совершается особая служба в честь явления Богородицы в монастыре. 24 августа, второй день празднования праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Оцените статью
Блог про православные обряды