- Житие и любовь святых
- Повторное исцеление и свадьба
- День семьи, любви и верности — неблагоприятное начало отношений Петра и Февронии
- Спаситель Петр
- Поэтичная повесть
- О чем просят святых
- Чистота брачного союза
- Помощь супружеским парам
- Покровительстве женихов и невест
- Благославлении детей
- Обретении второй половинки
- Зачатии здоровых детей
- В чем помогают святые Петр и Феврония?
- Иконография и значение
- Тропарь, кондак и канон святым Петру и Февронии
- Монастырь
- Блаженная кончина
- Почитание святых Петра и Февронии
- Житие благоверных супругов
- Скульптуры святых Петра и Февронии
- Народные традиции в день святых Петра и Февронии
- Любовь сильнее смерти
- Молитвы
- Почему стали святыми
- Чудесное исцеление Петра
- Супружеская верность
- Храмы в честь святых Петра и Февронии
- Жизнь святой Февронии
- Святые Петр и Феврония. Иконы
- Знакомство святых
Житие и любовь святых
Биография святых давно переходила из уст в уста, постепенно приобретая черты сказки. Пара жила в XII веке нашей эры, во времена правления князя Павла на Муромской земле. Согласно легенде, в какой-то момент искуситель стал навещать свою жену. Сама она не смогла устоять перед змейкой, но все рассказала Полу. Затем, следуя совету Павла, он узнал от змея, что он может принести ему смерть. Змея ответила, что он может умереть от плеча Петрова, от меча Агрикова.
Пол был младшим братом Петра. Получив меч во время церковной молитвы, он ударил змею по голове. Кровь змея упала на тело Петра и вызвала у него болезнь, которую местные целители не могли вылечить. Уже после вступления Петра на княжеский престол во сне ему приснилось видение, что земледелец Феврония из села Ласковой Рязанской земли может его вылечить. Князь послал за ней своих людей.
Когда князь впервые увидел Февронию, он пообещал жениться на ней после того, как она его исцелит. Так и случилось: Феврония помогла Петру справиться с болезнью, а потом они поженились. Однако бояре не хотели, чтобы их царевна была крестьянкой. Князь не хотел отпускать возлюбленную, из-за чего их выгнали. Пара отплыла от своего города по Оке, но в этот момент город охватил гнев Божий, и люди стали требовать, чтобы князья вернулись. Пара умерла в тот же день, успев к тому времени принять монашеский постриг. Святых похоронили в единственном гробу.
Повторное исцеление и свадьба
И снова Питеру пришлось вернуться к девушке для выздоровления. Подойдя к ее дому, он послал к ней слугу со словами прощения и молитвой об исцелении. Феврония без злобы и негодования просто ответила, что принца можно вылечить, только если он станет ее мужем. Петр решил жениться на ней и на этот раз искренне пообещал это.
Тогда Феврония, как и в первый раз, прописала князю точно такое же лечение. Теперь, выздоровев, князь тут же женился на девушке, сделав Февронию принцессой.
Вернувшись в Муром, они зажили счастливо и честно, во всем следуя слову Божьему.
После смерти Пола его место занял Питер, возглавив Мура. Все бояре любили и уважали Петра, но их высокомерные жены не принимали Февронию. Они не хотели, чтобы ими управляла обычная крестьянка, и поэтому уговаривали своих мужей на нечестные поступки.
На клевету своих жен бояре клеветали на Февронию, пытаясь оклеветать ее, и даже подняли бунт, предложив девушке покинуть город, забрав все, что она хочет. Но Феврония хотела взять только свою возлюбленную, что очень обрадовало бояр, так как каждый из них стремился к месту Петра.
День семьи, любви и верности — неблагоприятное начало отношений Петра и Февронии
На самом деле, если внимательно прочитать Повесть, размышляя о причинах поступков его героев, не станет до конца понятно, почему история отношений между этими двумя персонажами становится идеальным изображением брака. Вернемся снова к тексту.
Итак, храбрый князь Муромский Петр убивает змею мечом, который в облике князя Павла — брата Петра — исходит от его жены. Ужасный дьявол, принявший облик Павла, умирает, но его кровь падает на Петра. В результате князь тяжело заболел, покрылся струпьями. Дальше все идет за баснословным гонораром, которым Ермолай Эразм не мог не воспользоваться. Все силы брошены на поиски целителя, но они не приносят результатов. В результате принцу удается найти в пустыне Февронию, дочь сборщика меда, нормальную, но мудрую девушку. Здесь и начинаются отношения героев.
![]() «Житие святых Петра и Февронии Муромца на картине Александра Простева» |
Феврония не хочет лечить принца «вот так», хотя и знает, что Петр убил Змея-Дьявола сам. По логике известных нам с детства сказок, герой должен пройти испытание, чтобы заполучить прекрасную жену, но он его уже прошел! Увы, Феврония объявляет слуге князя следующие просьбы: «Вот слово ему: если я не стану его женой, то ему не следует его лечить». Князь Петр не хочет жениться на девушке «из леса» и обманывает ее: он принимает обращение, но не сдерживает своего обещания жениться на Февронии. Казалось бы, печальный финал, но вполне реальный. Только Феврония, будущая святая, оказывается умнее: она обманывает Петра. Вручая зелье слуге Петра, он говорит следующее: «Пусть твой князь согреет баню, помажь им все свое тело, там, где есть струпья и язвы. И оставляет нежирную корочку. И будет здоров! »Князь верит, уходит, взамен шлет подарки, но от этой злополучной корки по его телу снова распространяется страшная болезнь… |
Только после этого Петр возвращается к своей целительнице, и она обещает, что принц исцелится, как только он возьмет ее в жены. Что и происходит. Кроме того, автор рассказывает об отношениях князя и уже женатой Февронии. Испытания ему предстоят из-за зависти знатных жен и злых бояр. В конце концов, все заканчивается хорошо, и жизнь благочестивых и верных Петра и Февронии хоть и полна сомнений и трудностей, но действительно может стать вдохновением для будущих поколений.
Однако начало истории не похоже на примерное знакомство ни с двумя влюбленными, ни с двумя святыми. Дело в том, что Ермолай Эразм хоть и не сомневается в святости простой девушки — в своем рассказе он творит множество чудес милостью божьей, но в своем рассказе он использует элементы типичной европейской сказки о хитрой крестьянке. Возможно, желающим приблизить жизнь к мирскому пониманию — просто. Это делает «Историю Петра и Февронии» уникальным произведением и побуждает задуматься о браке и любви.
Спаситель Петр
Обо всем этом он сразу рассказал князю Павлу. Тот же позвал к себе своего брата Петра и стал делиться с ним своими мыслями. Петр сразу понял, что именно ему суждено убить змея. Однако его очень смущало только то, что у него не было сабли Агрикова.
Но в то время Петр любил ходить в церковь и молиться один. Однажды он очутился в женском монастыре, в храме Воздвижения благородного и животворящего Креста Господня, и к нему подошел молодой человек, который сказал князю, что знает, где спрятано драгоценное оружие. И, ведя Петра к стене жертвенника, он указал на то место между плитами, где лежал меч Агрика. Питер взял его и пошел к брату, чтобы рассказать ему все и придумать план дальнейших шагов.
И когда Петр подошел к своему брату Павлу, а затем подошел к своей невестке, чтобы выразить свое уважение, он заметил, что князь Павел каким-то невероятным образом находился сразу в двух местах: в своих комнатах и у своей жены. Петр сразу увидел хитрость змея в его перевоплощении и, конечно же, не без Божьей помощи убил чудовище.
Поэтичная повесть
История любви святых Петра и Февронии существует на протяжении многих веков на Муромской земле. Со временем настоящая история этих преданных и почитаемых тауматургов приобрела невероятные очертания, которые слились с притчами и легендами этого региона. Сегодня в Муроме есть святилище с мощами супругов святых Петра и Февронии, и отовсюду к ним съезжаются паломники, чтобы почтить их память, попросить помощи и помолиться.
Историю жизни верных Петра и Февронии написал священник Ермолай Прегрешный, гениальный писатель, живший в эпоху Ивана Грозного. История Петра и Февронии в оригинальной интерпретации писателя обрела фольклорные краски и превратилась в поэтическую сказку о любви и мудрости, дарованной только чистому сердцу Богом и Святым Духом.
О чем просят святых
Петр и Феврония Муромские традиционно считаются одними из самых известных покровителей христианской семьи. Православные христиане просят сохранить брак, продлить любовь до конца жизни. Молитва к изображениям пары помогает против злых влияний, которые могут разрушить брачный союз. За нее молятся люди, у которых нет родственной души.
Чистота брачного союза
Молитва Петру и Февронии помогает сохранить брачный союз на долгие годы. Святые покровительствуют традиционной семье и свободному браку от любого внешнего влияния, которое может разрушить отношения и убить любовь в паре.
Помощь супружеским парам
Супруги обращаются к молитве о продлении союза в случае любых невзгод и ситуаций, которые могут негативно повлиять на их отношения.
Покровительстве женихов и невест
Икона венчания святых издавна привлекала молодоженов. Перед свадьбой молодые пары обращаются к Петру и Февронии с просьбой сделать семью крепкой и прочной, покровительствовать всем невзгодам.
Благославлении детей
Прихожане Православных храмов также молятся иконе о рождении потомства, покровительстве и помощи в воспитании и благословении детей на праведном жизненном пути.
Обретении второй половинки
Люди, которые еще не нашли свою вторую половинку, молятся Петру и Февронии о ее открытии. Есть много свидетельств, в которых, помолившись святым, верующие нашли своего человека и создали с ним крепкую и счастливую семью.
Зачатии здоровых детей
Молитва святой паре, помимо прочего, может помочь молодоженам в зачатии здорового и крепкого потомства.
В чем помогают святые Петр и Феврония?
Святые Петр и Феврония помогают, когда кажется, что сил не хватает, когда недостатки кажутся такими большими, что за их пределами ничего не видно. Как в притче о мухе на носу: муха маленькая, но, сев на нос, закрывает весь мир. Выбросьте «муху» своего раздражения, нетерпения и обиды, и мир доброты и любви откроется вам. Мир, который всегда начинается только с нас. С нашего первого шага.
Сегодня среди молодых верующих принято собираться для чтения перед иконой верным супругам акафистов и молитв. Молодые люди обращаются за помощью в создании семьи. Бывает, что половинки обнаруживаются прямо при общей молитве. Такие случаи не единичны.
Святые мощи Петра и Февронии хранятся в Свято-Троицком храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Они неразлучны даже после смерти: по легенде, перед смертью они оба приняли монашество и умерли в один день и в одно время. Когда Петр (Давид в монашестве) уже почувствовал свою неминуемую смерть, он сообщил об этом Февронии (в монашестве Евфросинии) через посланника. Но Феврония вышила покойным рубашки и не успела закончить это последнее украшение. Затем он сказал Питеру подождать еще час. После завершения работы они оба отдали свои души Богу и в загробной жизни, как мы полагаем, тоже неразлучны.
Иконография и значение
Сохранившиеся до наших дней образы святых Петра и Февронии были созданы не ранее XIV века. Большинство изображений происходит из храмов Мурома.
Поскольку жених и невеста были перед смертью пострижены в монахи, их изображали в монашеских одеждах.
Летописи говорят, что стиль изображения святых несколько раз менялся на протяжении XVI и XVIII веков. Петр, как правило, изображался с бородой и с монашеским головным убором — куклой и со свитком в руках. Феврония изображалась со сложенными руками в форме креста. На других иконах святые изображались предстающими перед Спасителем Вседержителем с развернутым свитком.
Тропарь, кондак и канон святым Петру и Февронии
Тропарио, пункт 8
Как если бы вы были благочестивым корнем, почетной ветвью, хорошо проживавшей благочестие, благословили Петра и вашу супругу, мудрую Февронию, угождая Богу в мире и почитая святых при жизни; с ними молитесь Господу, чтобы сохранить свою Родину без вреда, и мы непрестанно чтим вас.
Кондак, д. 8
Царство и слава этого мира, как если бы вы думали временно, и ради этого вы благочестиво жили в мире, Петр, купленный вместе и со своей мудрой женой Февронией, угодившей Богу милостыней и молитвами; то же самое, и после смерти, лежа неразделимо в могиле, незримо исцеление вы отдаете, а теперь молитесь Христу, спасите город и людей, которые вас прославляют.
Монастырь
Мощи святых супругов изначально находились в Муромском соборе Рождества Пресвятой Богородицы, построенном в 1553 году царем Иваном Грозным. В советское время реликвию привезли в местный музей, а в 1992 году святыню вернули церкви. Сейчас он находится в Свято-Троицком Муромском монастыре.
Блаженная кончина
Когда пара состарилась, они одновременно приняли монашество, выбрав имена Давид и Евфросиния. Они просили Божью милость явиться перед ним вместе и велели людям похоронить их в общем гробу, разделенном тонкой стеной.
В тот день, когда Господь решил призвать к себе Давида, благочестивая Ефросинья вышила в воздухе изображения святых, чтобы подарить свои вышивки храму Пресвятой Богородицы.
Давид послал ей посыльного с новостью о том, что ее время пришло, и пообещал дождаться, когда она пойдет вместе со Всевышним. Евфросиния попросила время, чтобы закончить работу над священным храмом.
Князь второй раз послал гонца сказать ей, что не может долго ее ждать.
Когда Давид в третий раз послал сообщение любимой жене, которая уже умирала, Евфросиния оставила работу незавершенной, обмотала иглу нитью и положила ее в воздух. И она отправила известие своему благословенному мужу, что умрет вместе с ним.
Пара помолилась и обратилась к Богу, это произошло 25 июня по старому календарю (или 8 июля по новому стилю).
Почитание святых Петра и Февронии
День церковного почитания святых Петра и Февронии — 8 июля (25 июня по старому стилю). Указание Хроник на то, что покой и погребение принца Давида и принцессы Евфросинии пришлось на светлую неделю 1228 года, вызывает спор о несоответствии времени смерти и даты церковного богослужения. Согласно литургической традиции церкви, есть два случая поминовения святых: день их кончины и день перенесения их святых мощей. В сообщении четко указана дата смерти:
… Вместе он предаст свою святую душу в руки Бога в июне месяце 25-го числа.
высказывалось предположение, что перенос мощей святых князя и княгини из полуразрушенного Борисоглебского собора в недавно отреставрированный собор Рождества Богородицы на Воеводской горе, где мощи находились до советских времен, связан с датой. 25 июня, в день святой мученицы Февронии Сирийской. Собор снесли в конце 1930-х годов. Святых супругов похоронили в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной на их мощах по обету царем Иваном Грозным в 1553 году реликвии были доставлены в местный музей, где выставлены на всеобщее обозрение. С 1992 года мощи открыто покоятся в соборной церкви Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Житие благоверных супругов
Святые супруги без всякой злобы и негодования приняли приглашение вернуться и правили Муромом долго и честно, следуя законам Божьим и совершая добрые дела. Они помогли всем нуждающимся, бережно относясь к своим подданным, как добрые родители относятся к своим детям.
Независимо от их положения, они относились ко всем с одинаковой любовью, подавляли всякую злобу и жестокость, не боролись за мирское богатство и радовались любви к Богу. И люди любили их, потому что они никому не отказывали в помощи, кормили голодных и они одевали нагих, исцеляли от болезней и наставляли заблудших на истинный путь.
Скульптуры святых Петра и Февронии
В 21 веке памятники Петру и Февронии появились во многих городах России. Скульптурные композиции «Святые Петр и Феврония Муромские» начали устанавливать в городах России в 2009 году в рамках национальной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (РПЦ). Скульптуры святых Петра и Февронии установлены в таких городах, как Муром, Архангельск, Сочи, Ульяновск, Ярославль, Абакан, Нижний Тагил, Ейск, Благовещенск, Омск, Самара, Владивосток, Иркутск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Тулажевск, Клин, Волгоград, Киров, Великий Новгород, Красноярск, Подольск, Обнинск, Сергиев Посад, Волчанск, Воронеж, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Хабаровск, Астрахань и многие другие.
Памятник Святым Петру и Февронии в Муроме
Памятник Святым Петру и Февронии в Ярославле
Памятник Святым Петру и Февронии в Ростове-на-Дону
Памятник Святым Петру и Февронии в Обнинске
Народные традиции в день святых Петра и Февронии
С давних времен молодожены обращались к князю Муромскому Петру и его супруге Февронии с молитвами о семейном счастье. Этот день был счастливым для любви и брака, и после вчерашних купальных игр молодожены определились. Согласно народным поверьям, в этот день заключают счастливые браки. С того дня они плавали, не оглядываясь, так как считалось, что в этот день последние сирены покинули берега вглубь водоемов и заснули. Этот день также считался днем полного созревания полевых и лесных трав, которые теперь расцвели во всем своем великолепии.
Любовь сильнее смерти
После смерти пары люди решили, что, поскольку им подстригли волосы в конце жизни, было бы неправильно хоронить их вместе. Петра решили похоронить в Муроме, а Февронию похоронили в подмосковном женском монастыре.
Для них сделали два гроба, которые оставили на ночь для отпевания в разных церквях. Гроб, сделанный из каменной плиты, изготовленной по их просьбе при жизни супругов, остался пустым.
Но когда на следующее утро они добрались до храмов, люди обнаружили, что гробы пусты. Тела Петра и Февронии были найдены в заранее приготовленном гробу.
Неразумные люди, не понимая произошедшего чуда, снова пытались их разлучить, но на следующее утро Петр и Феврония были вместе.
После того, как чудо повторилось, их по отдельности хоронить никто не пытался. Князей похоронили в едином гробу, возле церкви Пресвятой Богородицы.
С тех пор туда постоянно приезжают люди, нуждающиеся в помощи. И если они просят о помощи с верой в сердце, Святые дарят им здоровье и благополучие в семье. А история вечной любви Петра и Муромской Февронии передается из поколения в поколение.
Изначально гроб святых находился в Рождественском соборе города Мурома. Затем, когда к власти пришли коммунисты, они подарили останки князей местному музею. Соборная церковь была разрушена в 30-е годы прошлого века.
Но уже в конце восьмидесятых годов храм вернули церкви.
В 1989 году мощи были возвращены церкви. А с 1993 года святыня с мощами святых Петра и Февронии находится в Троицком соборе Свято-Троицкого монастыря Мурома.
Молитвы
В 2013 году Синод Русской Православной Церкви официально утвердил текст молитвы верующим Петру и Февронии Муромским. Это дало верующим возможность молиться святым о сохранении семьи и семейного благополучия: «О, великие святые Бога и провидческие чудотворцы, верные князь Петр и княгиня Феврония, представители города Муром., Хранители честного брака, и молитвы за всех нас, ревностных к Господу! Вы, в дни вашей земной жизни, образ благочестия, христианской любви и взаимной верности, до гроба, природы явленной и тем самым прославьте брак законный и благословенный, Господу Богу, и просите нас всего, что приносит пользу нашим душам и нашим телам: веру в закон, надежду на добро, любовь без лицемерия, непоколебимое благочестие, благополучие в добрых делах, особенно от брака , даруй своими молитвами целомудрие, взаимную любовь в союзе мира, единства тела и души, ненавистную постель, бессовестное пребывание, семя долгой жизни, благодать на детей, дома полны и бла Жертвоприношения и в вечной жизни нетленный венец небесной славы Вы, чудотворцы святых! Не пренебрегайте нашими молитвами, которые мы возносим вам с нежностью, но просыпайтесь в мечтах наших заступников перед Господом и даруйте нам своим ходатайством получить вечное спасение и Царство Небесное в наследство, мы прославляем невыразимую любовь человечества Отца и Сына и Святого Духа в Троице он поклонялся Богу во веки веков. Аминь. «© РИА Новости / Сергей в Пятакове / Перейти в фотобанк Прихожане поклоняются мощам святых Петра и Февронии, доставленных Свято-Троицким монастырем Мурома, в Храме Христа Спасителя. 15 июля 2019
© РИА Новости / Сергей в Пятакове перейти в фотобанк Прихожане поклоняются мощам святых Петра и Февронии, доставленных Свято-Троицким монастырем Мурома, в Храме Христа Спасителя. 15 июля 2019 г
Почему стали святыми
Русская Церковь канонизировала Петра и Февронию Муромских примерно через 300 лет после их смерти. Супруги прославлялись не как святые (хотя и умерли как монахи), а в лице знатных князей.Петр и Феврония были удостоены церковного благоговения за то, что стали образцом идеальной христианской семьи.
Чудесное исцеление Петра
Князь все делал, пока девушка его наказывала: сначала он умылся, потом все корочки, кроме одной, намазал хлебными дрожжами. Выйдя из ванной, она больше не чувствовала боли, и на ее коже не было корок.
Мудрая Феврония, следовавшая опыту предков, не случайно прописала такое лечение. Спаситель, исцеляя больных, исцеляя телесные раны, таким же образом исцелял душу. Так девушка, зная, что болезни даны Всевышним в наказание за какие-то грехи, прописала средства для тела, фактически исцелив душу князя. И поскольку Феврония предвидела, что Петр обманет ее, движимая ее гордостью, она приказала ему оставить язву.
Князь был поражен столь быстрым выздоровлением и в благодарность прислал девушке богатые подарки. Петр отказался жениться на простолюдинке, потому что ему мешали его гордость и княжеское происхождение. Феврония ничего не взяла из подарков.
Петр вернулся в Муром исцеленным, и на его теле осталась только струпья, напомнившая ему о недавней болезни. Но как только он вернулся в свои владения, болезнь снова охватила его: из оставшейся на теле корки стали появляться новые язвы. А через время князь покрылся язвами и струпьями.
Супружеская верность
Святой Петр не нарушил Божьих заповедей и расстался со своей женой. Поэтому он решил оставить княжество и все имеющиеся сокровища и отправиться с ней в добровольное изгнание.
Пьетро и Феврония отправились по реке на двух кораблях.
Юноша, находившийся с женой на одном корабле с принцессой, восхищался Февронией. Девушка сразу поняла, к чему снится, и попросила налить воду в черпак и напоить воду сначала с одного, затем с другого борта корабля.
Мужчина согласился на его просьбу, и Феврония спросила, разная ли вода в двух ведрах. Мужчина ответил, что одна вода ничем не отличается от другой. На что Феврония сказала, что даже женская природа ничем не отличается и покорила его, потому что он мечтал о ней, забыв о своей жене. Осужденный все понял и раскаялся в душе.
Когда наступил вечер, они сошли на берег. Питер очень волновался о том, что с ними теперь будет. Феврония, как могла, утешала мужа, говоря о милосердии божьей, заставляя его поверить в счастливый исход.
В то же время повар сломал пару небольших деревьев, чтобы использовать их для приготовления пищи. После обеда Феврония благословила эти веточки, желая, чтобы утром они превратились во взрослые деревья. Именно это и произошло утром. Она хотела, чтобы ее муж укрепился в вере, увидев это чудо.
На следующий день из Мурома прибыли послы, чтобы уговорить князей вернуться. Оказалось, что после отъезда бояре не могли поделить власть, пролили много крови и теперь хотят снова жить в мире.
Храмы в честь святых Петра и Февронии
В честь святых Петра и Февронии освящен боковой алтарь собора Рождества Пресвятой Богородицы в городе Муроме (1555–1557). На верхнем ярусе храма три престола: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в боковых алтарях во имя Святых Апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Алексия человек Божий и Мария Магдалина; на первом этаже во имя чудес Мурома: верных князей Петра и княгини Февронии. Главный собор Мурома располагался в центре Кремля на Воеводской горе. По словам церковного историка профессора Е. Голубинского, первый храм на этом месте был построен в домонгольский период. Собор Рождества Богородицы стал свидетелем многих драматических событий в истории древнего Мурома. В течение 13-14 веков он вместе с городом неоднократно подвергался татарским опустошениям. Собор разобрали перед Великой Отечественной войной.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме
В честь святых Петра и Февронии освящен придел Свято-Троицкого собора Троицкого женского монастыря в городе Муром Владимирской области. Монастырь был основан во второй четверти XVII века муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению некоторых краеведов, на месте так называемого «городища», где первоначально в период XI- в. В XIII веке здесь был деревянный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позже — деревянная церковь Святой Троицы. В 1642–1643 годах стараниями Тарасия Цветнова на месте деревянной церкви, сохранившейся до наших дней, был возведен каменный собор Святой Троицы.
В честь святых Петра и Февронии в городе Муром Владимирской области строится старообрядческий храм (КНР.
Жизнь святой Февронии
Петр смирился со своей болезнью, оставив свою судьбу в руках Всевышнего. Господь, любя своего раба, отправил его в земли Рязанские.
Однажды юность князя была найдена в селе Ласково. Он подошел к одному из домов, но никто не вышел ему навстречу. Он вошел в дом, но хозяев снова не увидел. Пройдя дальше в горницу, мальчика поразило необычное зрелище: девушка работала над холстом, и перед ней прыгнул заяц.
Увидев вошедшего молодого человека, он пожаловался, что плохо, если в доме нет ушей, а есть глаза в горнице. Мальчик, не понимая загадочных речей девушки, спросил ее о хозяине дома. Ее ответ поразил его еще больше: он сказал, что его мать и отец ушли плакать взаймы, а его брат пошел смотреть смерти в глаза. Молодой человек в очередной раз не понял слов девушки и заговорил с ней об этом, прося ее прояснить загадочные речи.
Удивленная тем, что он не понимает таких простых слов, девушка объяснила ему, что если бы у него была собака, она бы услышала, что кто-то идет, и предупредила бы его, потому что собака — это уши дома. Глазами он позвал ребенка, который мог видеть гостя, а также предупредить девушку. Отец и мать, как выяснилось, пошли на похороны оплакивать умерших, чтобы, когда они умрут, приходили и оплакивали их. Итак, есть заимствованный крик. А мой брат, древесная лягушка, пошел собирать мед. Ему придется лазить по высоким деревьям и следить за своей походкой, чтобы не упасть. Оказывается, он смотрит смерти в лицо.
Юноша девичьей мудрости удивился и спросил, как ее зовут. «Февроня», — ответила девушка.
Юноша рассказал ей о несчастье, постигшем князя Петра, сказав, что Господь послал его в эти земли искать исцеления. Итак, он пришел по приказу принца, чтобы встретиться с местными лекарями, чтобы найти того, кто приведет принца к исцелению.
Выслушав мальчика, девушка приказала отвести к себе принца, предупредив, что его можно вылечить, только если он будет верен своим словам и с добрым сердцем.
Святые Петр и Феврония. Иконы
На иконах святые Петр и Феврония изображены в полный рост, в монашеских облачениях. В руках Петра и Февронии они изображают крест или свиток.
Панкраты Тавромения, Муромские Петр и Феврония. Табличка с иконами двусторонняя, оборот — Святые Константин и Елена. Вторая половина XVI века, Новгород. Великий Новгород, Государственный Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
![]() Святой благородный князь Муромский Петр. Муром, конец 16 века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени В.И. Андрея Рублева |
![]() Святая благородная княгиня Феврония Муромская. Муром, конец 16 века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени В.И. Андрея Рублева |
Спас Вседержитель со святыми. В центре, в нижнем ряду, в центре изображены мученики Кирик и Иулита, слева — святитель Василий Великий и блаженный князь Муромский Петр, справа — апостол Иродион и инок Паисий Великий. В верхнем левом ряду благородная княгиня Феврония, мученицы Екатерина, Параскева Пятница, справа мученики Евдокия, Александра и преподобная Мария Египетская. Москва, вторая половина XIX века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени В.И. Андрея Рублева
Покров с изображением святых Петра и Февронии — вклад царя Феодора и царицы Ирины в собор Рождества Богородицы. Изготовлен в царицыной мастерской в 1593 году
Святые князь Петр и княгиня Муромская Феврония, с одной житием. 1618 Муромский историко-художественный музей, Муром
Знакомство святых
Питер больше не мог ходить один. Поэтому, когда они забрали его домой, он попросил слугу узнать, кто будет лечиться. Тот, кто его исцелит, обещал щедро вознаградить.
Феврония сказала, что сама хочет лечить его и не нуждается в награде. Но если он хочет исцелиться, тогда он должен на ней жениться, иначе она ему не поможет. Князь решил обмануть Февронию, пообещав выйти за него замуж, и после исцеления отказался от своего обещания.
Девушка взяла дрожжи из хлеба, подула на них и отдала князю, сказав ему сходить в баню, а потом этой смесью намазать все язвы и оставить одну.
Князь решил проверить девушку на мудрость. Он протянул ей небольшой узелок льняной ткани и велел сплести для него шарф и рубашку, пока он был в ванной. Этот сверток слуга передал девушке вместе с княжеским орденом.
Феврония попросила слугу принести небольшое полено, после чего он срезал занозу и отдал князю. Вместе с занозой он приказал Питеру изготовить из этого куска дерева машину и все оборудование, чтобы он мог ткать для него одежду на этой машине. И делать это нужно до тех пор, пока он лен порвет.
Слуга отдал принцу осколок бревна, передав ответ девушки. Петр отослал слугу обратно к девушке, сказав, что нельзя сделать машину из стружки. Услышав ответ князя, Феврония ответила: «Как сшить одежду мужчине из небольшого количества полотна за такое короткое время?»
Слуга передал ответ девушки князю, а Петр дивился ее мудрости.