«Житие Феодосия Печерского» за 15 минут

Житие Феодосия Печерского

Благочестивые родители преподобного Феодосия жили в городе Васильеве. Когда родился их сын, на восьмой день они дали ему имя, на сороковой день крестили его. Затем родители блаженного переехали в город Курск.

Мальчик вырос, ходил в церковь каждый день, избегал детских игр, а его одежда была потрепана и залатана. Феодосия, по его просьбе, передали мастеру. Молодые люди изучали божественные книги и достигли в этом больших успехов.

Феодосию было тринадцать, когда умер его отец. Молодой человек в это время стал еще более усердным в работе и работал вместе со своими рабами в поле. Такое поведение казалось матери позором и частенько избивало сына. Мать хотела, чтобы Феодосий оделся почище и поиграл со своими сверстниками.

Услышав о святых местах, Феодосий молил Бога посетить их. Бродяги прибыли в его город по пути в Святую Землю. Обещали взять молодого человека с собой. Ночью Феодосия выскользнула из дома и последовала за путниками. Но Бог не хотел, чтобы Феодосий покинул свою страну.

Через три дня мать Феодосия узнала, что ее сын ушел с паломниками. Она пустилась в погоню. Дойдя до сына, мать избила его, связала, осыпала паломников упреками и увела молодого человека домой. Через два дня он развязал Феодосия, но приказал ему надеть цепи. Когда сын пообещал матери, что никогда больше не сбежит, она разрешила снять цепи.

Феодосий снова стал ходить в церковь каждый день. Часто в храме не было литургии, потому что просфоры никто не готовил. Так что этим вопросом занялся сам молодой человек. Сверстники смеялись над ним, и его мать пыталась убедить его перестать готовить просфору. Феодосий так аргументированно ответил ей о важности этого дела, что мать оставила его одного на целый год. А потом он снова стал убеждать сына, то ласково, то ударами. Отчаявшись, юноша уехал в другой город и поселился у священника. Его мать нашла его и, избив, привела домой.

Правитель города полюбил Феодосия и подарил ему легкую одежду. Но Феодосий отдал его нищим, а сам оделся в лохмотья. Государь подарил другую одежду, и молодой человек вернул ее ему, и это повторилось несколько раз.

Феодосий стал носить цепи: он опоясался железной цепью. Когда она наряжалась для вечеринки, чтобы служить дворянам на вечеринке среди других молодых людей, ее мать заметила эту цепочку. Он разорвал цепи в гневе и побоях. И мальчик смиренно пошел служить на вечеринку.

Юноша стал думать, как получить монашескую прическу и спрятаться от матери. Когда матушка Феодосия уехала в село, она поехала в Киев. Торговцы пошли тем же путем, и Феодосий тайно пошел за ними. Спустя три недели молодой человек прибыл в Киев. Обошел все монастыри, но никуда не был принят, увидев убогую одежду.

Тогда Феодосий услышал о блаженном Антонии, жившем в пещере, и побежал к нему. Антонио, экспериментируя с Феодосием, выразил сомнения, что юноша сможет выдержать все трудности. Хотя сам Антоний прекрасно понимал, что именно Феодосий в будущем устроит здесь славный монастырь. Феодосий обещал во всем подчиняться Антонию. Он позволил молодому человеку остаться. Священник Никон, также живший в этой пещере, постриг Феодосия и облачил его в монашеские одежды.

Посвятив себя Богу, Феодосий проводил дни в труде, а ночи в молитве. Антоний и Никон восхищались его смирением и стойкостью. А его мать тем временем искала Феодосия и в его городе, и в соседних. Она объявила, что каждый, кто поделится с ней информацией о Феодосии, получит награду. Люди, видевшие Феодосия в Киеве, рассказывали его матери, как юноша искал монастырь. Женщина поехала в Киев и посетила все монастыри. Она пришла в пещеру Антонио. Когда старейшина Энтони вышел из женщины, она долго разговаривала с ним и в конце концов упомянула своего сына. Антонио сказал ей прийти на следующий день к сыну. Но Феодосий, несмотря на уговоры Антонио, не хотел видеть свою мать. Подошла женщина и начала в гневе кричать на Антонио: «Ты похитил моего сына…» И наконец Феодосий оставил свою мать. Она обняла сына, заплакала и стала уговаривать его пойти домой, потому что она не могла жить без него. И Феодосий уговаривал свою мать постричься в монастыре: тогда он будет видеться с ней каждый день.

Сначала мать не хотела об этом слышать, но в конце концов уступила уговорам сына. Он постригся в монастыре Сан-Никола, много лет жил в покаянии и умер. Она сама рассказала одному из монахов о жизни Феодосия с детства до момента, когда он прибыл в пещеру.

Вначале в пещере было три монаха: Антонио, Никон и Феодосий. Их часто навещал молодой дворянин, сын первого из княжеских бояр Джованни. Юноша хотел стать монахом и тоже жить в пещере. Однажды он надел богатые одежды, сел на лошадь и поехал к старейшине Энтони. Перед пещерой он сложил одежду, поместил коня в богатое убранство и отказался от богатства. Молодой человек умолял Антонио постричь его. Старец предупредил юношу о гневе отца. Но тем не менее он постриг его и назвал Варлаамом.

Затем с той же просьбой в пещеру пришел евнух, любимый слуга князя. Он был пострижен и назван Ефремом. И князь Изяслав рассердился, что евнух и юноша без его разрешения постригли в монахи. Князь приказал Никону уговорить новых монахов вернуться домой, иначе пригрозил заполнить пещеру и заключить в тюрьму монахов.

Затем черные собрались, чтобы уехать в другую страну. И жена Изяслава стала рассказывать мужу, что отъезд монахов грозит земле катастрофой. И князь простил монахов, позволив им вернуться в пещеру.

Но боярин Иоанн, отец молодого присяги, пылающий яростью, ворвался в пещеру, сорвал с сына монашеские одежды и надел боярскую одежду. И когда молодой Варлаам сопротивлялся, отец приказал ему связать ему руки и провести его через город. По дороге сын сорвал с себя богатую одежду.

Дома Варлаам не хотел есть. Его жена пыталась соблазнить его, но он просто молился и неподвижно сидел на своем месте в течение трех дней. Тогда отец сжалился над сыном и позволил ему вернуться к монашеской жизни.

С этого момента многие пришли к святым отцам Антонию и Феодосию, многие стали монахами. Никон покинул пещеру и поселился на острове Тмутороканский. Евнух Ефрем стал жить в одном из монастырей Константинополя, а другой монах, в прошлом боярин, — на острове, который впоследствии был назван Бояровым.

Феодосий стал священником. В то время было уже пятнадцать братьев, и Варлаам был аббатом. Антонио, любитель уединения, выкопал пещеру на другом холме и жил там, никуда не уходя. Когда Варлаама перевели игуменом в монастырь св. Дмитрия, новым настоятелем стал Феодосий. Количество братьев увеличивалось, им не хватало места в пещере. Тогда Феодосий недалеко от пещеры построил церковь во имя Богородицы, много келий и окружил это место стеной.

Феодосий послал в Константинополь монаха от евнуха Ефрема. Он переписал для него устав студитского монастыря, и Феодосий в своем монастыре организовал все по этой модели.

Во время Великого поста Феодосий заперся в своей пещере. Здесь бесы много раз обижали его, но святитель молитвой изгонял их. Даже злые духи разыгрывали дом, где братья пекли хлеб. Феодосий пошел в пекарню и всю ночь провел в молитве. После этого демоны не решались там появляться. Вечером Феодосий обошел все монастырские кельи: разве кто-нибудь ведет пустые разговоры? А утром дал указание виновным.

Князья и бояре часто приходили в монастырь и исповедовались святому. Привезли богатые подарки. Но князь Изяслав особенно любил преподобного Феодосия. Однажды князь прибыл в монастырь в полдень, когда ему приказали никого не впускать. Швейцар не отпустил князя, а пошел доложить игумену. Изяслав ждал у ворот. Тогда сам настоятель вышел и принял его.

Варлаам отправился в Иерусалим. На обратном пути он заболел и умер. Его тело похоронили в монастыре Феодосия. А настоятелем монастыря Святого Дмитрия стал другой монах монастыря Феодосия — Исайя. Никон вернулся в Феодосиев монастырь. Игумен почитал его как отца.

Феодосий не гнушался никакой работой: он помогал себе месить, печь хлеб. Он нес воду и рубил дрова. Он пришел на работу и в церковь раньше других и ушел позже других. Он спал сидя в плохом вретище.

Однажды Феодосий приехал к князю Изяславу и задержался допоздна. Князь приказал вернуть Феодосия к колеснице, чтобы он мог спать по дороге. Кучер, глядя на одежду Феодосия, подумал, что он бедный монах. Он попросил Феодосия сесть на его коня, а сам лег на колесницу и заснул. На рассвете настоятель разбудил его. Кучер, проснувшись, с ужасом увидел, что все преклоняются перед Феодосием. Прибыв в монастырь, настоятель отдал приказ накормить извозчика. Об этом происшествии братьям рассказал сам водитель.

Феодосий учил всех монахов смирению и борьбе с нечистью. Одного из монахов, Илариона, каждую ночь преследовали демоны. Он хотел перейти в другую келью, но преподобный Феодосий не позволил ему. Когда Хилари была измотана, Феодосий крестил его и пообещал, что демоны больше не будут появляться. Так и случилось.

Однажды вечером к Феодосию пришла экономка и сказала, что братьям не на что купить еды. Но Феодосий посоветовал ему не беспокоиться о завтрашнем дне. Через некоторое время вошел дворецкий и начал говорить о том же, и аббат ответил точно так же. Когда дворецкий вышел, к преподобному Феодосию явился юноша и дал ему немного золота. Тогда настоятель позвонил администратору и приказал купить все необходимое. А швейцар позже сказал, что в ту ночь в монастырь никто не приходил.

Ночью Феодосий молился, но на глазах у всех притворился спящим. В монастыре жил монах Дамиано, который во всем подражал Феодосию и прославился своей святой жизнью. На смертном одре он молился, чтобы Бог не разлучил его с Феодосием в загробной жизни. Тогда ему явился ангел в образе игумена Феодосия и сказал, что просьба Дамиана была услышана.

Число братьев росло, и святитель Феодосий увеличивал монастырь. Когда во время строительства был сломан забор, в монастырь прибыли воры. Они хотели ограбить церковь. Была темная ночь. Воры подошли к храму и услышали песню. Они думали, что служба еще не окончена, но на самом деле в церкви пели ангелы. За ночь разбойники несколько раз подходили к церкви, но каждый раз видели свет и слышали песню. Тогда плохие парни решили напасть на братьев во время утренней молитвы, убить всех монахов и захватить сокровища церкви.

Но когда они подбежали, храм поднялся в воздух вместе со всеми, кто даже ничего не почувствовал. Воры, увидев чудо, пришли в ужас и вернулись домой. Тогда вождь с тремя разбойниками пришел к Феодосию покаяться.

Один из бояр князя Изяслава увидел такое же чудо — вознесенную церковь, которая на его глазах осела на землю.

Другой боярин, готовясь к битве, пообещал, что в случае победы пожертвует золото и жалованье иконе Божией Матери в монастыре. Потом он забыл об этом обещании, но голос, раздавшийся от иконы Божией Матери, напомнил ему об этом. Он также принес в дар монастырю Святое Евангелие, и проницательный Феодосий открыл его до того, как боярин явил Евангелие.

Князь Изяслав, обедая в монастыре, недоумевал: почему монастырская еда намного вкуснее дорогих блюд на княжеском столе? Феодосий пояснил, что в монастыре трапеза готовится с молитвой, с благословения, а слуги князя все делают, «спорят и смеются».

Если игумен находил в монастырских кельях что-то не предусмотренное уставом, он бросал это в печь. Другие, не сумев сохранить строгость статута, покинули монастырь. Феодосий горевал и молился за них, пока они не вернулись. Монах, который часто покидал монастырь, приходил и клал Феодосию деньги, которые он приобрел благодаря своей работе в этом мире. Игумен приказал все бросить в огонь. Преподобный поступил так и остаток своих дней провел в монастыре.

Когда воров поймали на грабеже одной из монастырских деревень, Феодосий приказал развязать и накормить их, а затем, наставляя их, отпустил с миром. С тех пор этих злодеев ни разу не отпускали.

Феодосий подарил нищим десятую часть монастырского имущества. Однажды в монастырь пришел городской священник и попросил вина для литургии. Святитель приказал пономарю подать священнику все вино, не оставляя себе ничего. Он не сразу повиновался, неохотно, но в тот вечер к монастырю прибыли три телеги, в которых стояли кувшины с вином.

Однажды настоятель приказал подать к столу белый хлеб. Келаре отложила их на другой день. Узнав об этом, Феодосий приказал бросить буханки в воду и покаяться за погреба. Так он поступал, когда что-то делалось без благословения. После смерти Феодосия при игумене Никоне произошло следующее. Келаре солгала, что у нее нет муки, чтобы испечь особый белый хлеб с медом. Фактически, он отложил муку на потом. И когда он собирался печь хлеб, то, заливая макароны водой, он нашел жабу, которая испортила воду. Пришлось бросить тесто.

На праздник Успения в монастыре не хватило дровяного масла для светильников. Хозяйка предложила использовать льняное масло. Но в банке была мертвая мышь и налили масло. Феодосий возлагал надежду на Бога, и в тот же день некий человек принес в монастырь горшок с деревянным маслом.

Когда князь Изяслав прибыл в монастырь, игумен приказал приготовить для князя обед. Келаре сказала, что меда не было. Феодосий приказал им снова взглянуть на него. Келаре подчинилась и обнаружила, что кувшин полон меда.

Однажды Феодосий изгнал демонов из конюшни в соседней деревне, как прежде из пекарни. А потом с мукой случилось еще одно чудо. Старый пекарь сказал, что муки больше нет, но по молитвам святого Феодосия он нашел бочку полной.

Одному человеку в видении было показано место, куда позже переехали братья из монастыря. Огненная арка упиралась одним концом в то место, а другим — в существующий монастырь. Другие видели, как на место будущего монастыря шла ночная процессия. На самом деле это были не люди, идущие в процессии, а ангелы.

Феодосий часто обсуждал Христа с евреями, желая обратить их в Православие. Молитва настоятеля уберегла монастырское имущество от повреждений.

В то время два князя пошли войной на Изяслава и изгнали его. Святослав стал киевским князем. Прибыв в город, он пригласил Феодосия на вечеринку, но отказался и вместо этого стал осуждать князя за его несправедливый поступок с братом Изяславом. Феодосий написал Святославу обвинительное письмо. Прочитав его, он пришел в ярость. Многие опасались, что князь заключит Феодосия в тюрьму, и умоляли святого прекратить осуждать, но он не соглашался. Однако князь, хотя и рассердился, не решился причинить вред игумену Феодосию. И он, видя, что разоблачением ничего не добился, оставил Святослава в покое. Зная, что гнев Феодосия утих, князь отправился к нему в монастырь. Святой научил князя братолюбивой любви. И он возложил всю вину на своего брата и не хотел мириться с этим. Но он внимательно слушал Феодосия. К князю стал навещать и игумен. Святослав из уважения к святому прервал мирскую музыку, когда явился Феодосий. Князь всегда радовался приходу игумена, но не хотел возвращать престол своему брату. А в монастыре братья молились как за Изяслава, так и за киевского князя.

Феодосий решил переехать на новое место и построить большой каменный храм во имя Богородицы, а сам князь Святослав первым начал рыть землю под строительство. Святой Феодосий не завершил эту работу при жизни; церковь была завершена при настоятеле Стефано.

Многие издевались над поношенной одеждой Феодосия. Многие, увидев его, приняли это не за настоятеля, а за повара. Сам Феодосий иногда смиренно скрывал свое имя от приходящих и одновременно помогал всем: однажды он помог женщине, которую обидел судья.

Святой Феодосий заранее знал день своей кончины. Он позвал монахов, проинструктировал их, затем отослал и начал молиться. После трех дней тяжелой болезни он воссоединил братьев и приказал им избрать нового настоятеля. Монахи опечалились. Они избрали регента церкви Стефана настоятелем, Феодосий благословил его и назначил настоятелем. Он назвал день своей смерти — субботу.

Когда наступила суббота, преподобный Феодосий приветствовал плачущих братьев. Он приказал, чтобы никто, кроме самих монахов, не хоронил его. Тогда святитель отпустил всех и скончался с молитвой на устах.

В этот момент князь Святослав увидел над монастырем огненный столп и догадался, что Феодосий мертв. Но больше никто этого не видел. Однако многие люди пришли в монастырь, как будто каким-то чудом узнали о кончине святого. Братья за жемчужиной ворот ждали, пока люди разойдутся. Пошел дождь, люди разошлись и сразу засияло солнышко. Монахи похоронили тело Феодосия в пещере.

Феодосий скончался 3 мая 1074 года.

Чудеса святого

Преподобный Феодосий при жизни прославился множеством чудес:

  • когда у братьев кончались припасы или был неурожайный год, после его молитв появлялись люди, которые хотели помочь и приносили в монастырь необходимые продукты;
  • грабители неоднократно пытались напасть на монастырь с целью ограбления, но увидели, что здание возвышается, и в ужасе отступили;
  • прохожие не раз были свидетелями того, как монах Феодосий стоял возле церкви и молился, пока его окружал невероятный свет.

Нестор приводит интересную историю жителей, чьи дома находились недалеко от монастыря. Однажды ночью людей разбудил хор голосов, доносившихся из монастыря. Выйдя узнать, что происходит, они увидели крестный ход с иконой Пресвятой Богородицы. Его вел Феодосий, а за ним было много, как очевидцев, монахов. После шествия все они вместе помолились, а затем вернулись в церковь и пели.

Как позже выяснилось, жители монастыря не участвовали в описываемых событиях. Потом выяснилось, что люди видели монаха вместе с молящимися ангелами.

Житие Феодосия Печерского. Историческая основа . Характер святости Феодосия.Образ святого в Житии.

Житие Феодосия пещерного »написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

Самый старый экземпляр этого произведения относится к концу XII-XIII веков и содержится в коллекции Ассунты.

По поводу времени создания «Жизни» существуют разногласия: некоторые ученые считают, что оно было написано через несколько лет после смерти Феодосия (1074 г.), и связывают труд о «Жизни» в начале его местного монашеского почитания и до н. Э перевод его мощей в церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1091 году, другие датируют написание «Жития» временем всероссийской канонизации знаменитого игумена в 1108 году.

Нестор прибыл в монастырь, когда Феодосия уже не было в живых, но устное предание о нем было живым. Он послужил основным источником для «копирайтера» при работе над «Лайфом». Он также использовал рассказы из погреба Печерского Федора, который хорошо знал мать подвижника и многое узнал от нее о доисторических годах жизни подвижника.

Житие Феодосия своей композицией и основными сюжетными мотивами полностью удовлетворяет требованиям византийского агиографического канона: в начале жизни повествует о рождении будущего святого от благочестивых родителей, его зависимости от обучения и чтения «божественных книг». Юный Феодосий избегает игр со сверстниками, прилежно ходит в церковь, предпочитает заплатанную одежду новой одежде, в которую его настойчиво одевает мать. Став иноком, а затем игуменом Киево-Печерского монастыря, Феодосий поражает всех своим трудолюбием, исключительным смирением. Он, как и положено святому, творит чудеса: побеждает бесов, по молитве его пустая бочка в монастырской кладовой полна муки, «мальчик» носит золотую гривну в то время, когда братьям нечего им покупать кушать. Феодосий заранее знает день ее смерти, успевает наставить братьев и поприветствовать ее; когда он умирает, князю Святополку дано увидеть, что «огонь горит, на небесах монастырь наверху».

В «Житии» неоднократно говорится о молитвенных трудах Феодосия. Обычно он молился плачем, «часто преклоняя колени на земле», и большую часть времени объектом его молитв было спасение вверенного ему «стада». В дни Великого поста подвижник всегда уходил от братьев в пещеры для полного уединения. Его молитвенные действия также были связаны с преодолением демонических «страхов». По словам Нестора, молитвой и стойкостью духа Феодосий достиг полного мужества перед лицом темных сил; более того, с его помощью другие обитатели монастыря освободились от ночных навязчивых идей.

Все это свидетельствует о хорошем знании Нестором агиографического канона и памятников византийской агиографии: исследователи указали на факты использования Нестором некоторых сюжетных мотивов из византийских жизней и отцовских историй.

И в то же время «Жизнь Феодосия» отличается не только художественным мастерством, но и полной самостоятельностью в трактовке отдельных образов и сюжетных коллизий.

Следовательно, образ матери Феодосия совершенно нетрадиционен. Видимо, информация о ней, которой располагал Нестор, позволила ему вместо общепринятого и этикетного образа благочестивого родителя святого создать живой индивидуальный портрет настоящей женщины. Она была «жесткой и сильной как муж», при этом низкой, грубой. Погруженная в мирские заботы, волевая, суровая, она решительно восстала против желания Феодосия посвятить себя Богу. Любящая мать, она не останавливается, однако, самыми решительными мерами, чтобы подчинить своего сына его воле: она жестоко бьет, цепи в «железе». Когда Феодосий тайно уезжает в Киев и поселяется там в пещере с Антонио и Никоном, его мать хитростью и угрозами приводит сына обратно в отцовский дом. И даже ее постриг в монастыре воспринимается не как акт жалости, а как поступок отчаявшейся женщины, для которой это единственная возможность хотя бы изредка видеться с сыном.

Нестор умеет насыщать традиционные коллизии текстур яркими деталями. Вот история, которая должна показать читателю исключительное смирение и доброту Феодосия. Однажды Феодосий отправился к князю Изяславу, находившемуся где-то далеко от Киева, и оставался с ним до позднего вечера. Князь приказал «ночью спать» отвезти Феодосия в монастырь «на колеснице». Возница, увидев поношенную одежду Феодосия (в то время уже игумена), решил, что перед ним простой монах («один из бедных»), и обратился к нему с едкой речью, после чего Феодосий смиренно вылез из колесницы и сел на коня, а кучер лег спать. Всю ночь Феодосий ходит верхом на лошади, затем, когда побеждает сонливость, он ходит рядом с лошадью. Наступает день, и навстречу им все чаще встречаются бояре, идущие к князю. Они кланяются Феодосию. Затем он советует вознице самому сесть на лошадь. Постепенно водителя охватывает тревога: он видит, с каким уважением все относятся к монаху, с которым он так грубо обошелся. У дверей монастыря братья приветствуют настоятеля поклоном до земли. Водитель в ужасе. Но Феодосий велит хорошо его накормить и отпускает, щедро сделав ему подарок. Моральное и апологетическое значение рассказа неоспоримо. Но яркие детали придают ему такую ​​естественность и достоверность, что, следовательно, в центре внимания сюжета не столько прославление добродетелей Феодосия, сколько описание постепенной «интуиции» несчастного водителя, а это трансформирует моралистический рассказ в сцену, живущую каждый день. В его жизни много подобных эпизодов; они придают повествовательную насыщенность и художественную убедительность.

Эпизод с «возничим» свидетельствует об отношении к жизни монахов-рабочих, считающих, что монахи проводят дни в праздности. Нестор противопоставляет эту идею образу «произведений» Феодосия и окружающих его монахов. Он очень внимательно относится к хозяйственной деятельности аббата, к его отношениям с братьями и великим князем. Феодосий заставляет Изяслава разобраться с монашеским уставом, осуждает Святослава, который захватил престол великого князя и изгнал Изяслава.

Также заслуживает внимания история публичного противостояния инока Феодосия и великого князя Святослава. Сыновья Ярослава Мудрого, Святослав и Всеволод изгоняют своего старшего брата Изяслава из киевского великокняжеского стола, тем самым нарушая союзы своего отца. С этого момента Феодосий стал осуждать Святослава за то, что он, став великим князем, «совершил несправедливость и не сел за стол по закону, и, как отец Си и брат старца, злился. » Это послание так возмутило князя, что «как лев, бросающийся на праведных и ударяющий им по земле (« послания »). Однако острота конфликта постепенно сглаживается: Феодосий перестает осуждать князя, и это, наконец, Чувствуя правильность этих доносов, он стремится к примирению с настоятелем.

«Житие Феодосия Печерского» содержит богатый материал, позволяющий судить о монашеской жизни, хозяйстве, характере взаимоотношений настоятеля и князя. Демонологические мотивы жизни, напоминающие популярные клинки, тесно связаны с монашеской жизнью.

Следуя традициям византийской монашеской жизни, Нестор в этом произведении постоянно использует символические образы: Феодосий — «светильник», «свет», «заря», «пастырь», «пастырь словесной паствы».

Житие Феодосия Печерского можно определить как житийную сказку, состоящую из отдельных эпизодов, объединенных главным героем и автором-рассказчиком в единое целое. Он отличается от византийских работ историзмом, патриотическим пафосом и отражением особенностей политической и монашеской жизни XI века. В дальнейшем развитии древнерусской агиографии она послужила образцом для создания монашеских житий Авраама Смоленского и Сергия Радонежского.

10. История и поэтика «Повести прошлых лет». Виды летописного повествования.

Своим появлением ПВЛ обязана развитию исторического сознания Киевской Руси. Летописцы стремились понять место и роль молодого христианского государства среди других европейских земель и народов. Уже в самом названии — «Вот сказки тех времен, куда ушла земля Русская, которая в Киеве начала царствовать, и где земля Русская стала есть» Земля Русская зародилась) —

он содержит указание на идейное и тематическое содержание новостей. Русская земля, ее исторические судьбы, с момента ее зарождения до первого десятилетия XII века, находятся в центре внимания новостей. Высокопатриотическое представление о могуществе Русской земли, ее политической и религиозной независимости от Византии постоянно руководит летописцем, когда он вводит в свои произведения «глубокие традиции» и действительно исторические события недавнего прошлого.

Легенды летописи необычайно актуальны, рекламны, полны сурового осуждения княжеского конфликта и конфликтов, ослабляющих могущество земли Русской, призыв беречь землю Русскую, не стыдить землю Русскую в борьбе с внешним миром враги, сначала степные кочевники: печенеги, а затем половцы.

Тема Родины является определяющей, главный герой в новостях. Интересы Родины диктуют летописцу ту или иную оценку поступков князя, они являются мерой его славы и величия. Живое чувство к русской земле, родине и людям сообщает русскому летописцу ту невиданную для исторических хроник Западной Европы широту политического горизонта.

Летописцы заимствуют христианско-схоластическую историческую концепцию из письменных источников, связывая историю Русской земли с общим ходом развития «мировой» истории. История прошлых лет открывается библейской легендой о разделе земли после потопа между сыновьями Ноя: Симом, Хамом и Иафетом. Славяне являются потомками Яфета, то есть они, как и греки, принадлежат к единой семье европейских народов.

В произведении выделяется несколько основных тем: объединение городов, военная история России, мирная деятельность князей, история принятия христианства, городские бунты. По композиции это очень интересное произведение. Он разделен на 2 части: до 850 — условная хронология, затем — время. Хроника включает символы: видения, чудеса, знамения, а также сообщения, учения

Хронологический принцип давал широкие возможности для свободного манипулирования материалом, позволял вводить в летопись новые легенды и рассказы, исключать старые, если они не отвечали политическим интересам времени и автора, интегрировать хронику с записи событий последних лет, современником которых был его составитель.

В результате применения хронологического метеорологического принципа изложения материала постепенно сформировалось представление об истории как непрерывной последовательной цепочке событий. Хронологическая связь укреплялась родословно-родовой связью, преемственностью правителей земли Русской, начиная с Рюрика и кончая (в «Повести прошлых лет») Владимиром Мономахом.

В то же время этот принцип сделал летописи фрагментарными, на что указывает И.П. Еремин.

Жанры, включенные в летопись. Хронологический принцип изложения позволил летописцам включить в летопись материал, разнородный по своему характеру и гендерным характеристикам. Простейшая повествовательная единица хроники — лаконичная метеорологическая запись, ограниченная лишь констатацией факта. Однако само внесение тех или иных сведений в летопись свидетельствует о ее значимости с точки зрения средневекового писателя.

Хроника также представляет собой своеобразный подробный отчет, фиксирующий не только «дела» князя, но и их результаты. Например: «Летом 6391 года. Поча Олег сразился с древлянами и замучив их данью по черной куне»

И краткий прогноз погоды, и более подробный документальный фильм. В них нет тропов, украшающих речь. Запись проста, ясна и лаконична, что придает ей особый смысл, выразительность и даже величие.

В центре внимания репортера событие — «ЕЕ СТОРОНОЙ В ЛЕТНУЮ СИЛУ».

Далее следует известие о смерти князей. Реже регистрируется рождение детей, их брак. Затем информация о деятельности по построению принципов. Наконец, есть новости церковных дел, которые занимают очень скромное место. Правда, летописец описывает перенос мощей Бориса и Глеба, складывает легенды о возникновении Печерского монастыря, о кончине Феодосия Печерского и рассказы о памятных монархах Печерска. Это вполне понятно из политического значения культа древнерусских святых Бориса и Глеба и роли Киево-пещерного монастыря в формировании первоначальной летописи.

Важную группу новостей составляют сведения о небесных знаках: солнечные, лунные затмения, землетрясения, эпидемии и т.д. Летописец видит связь необычных природных явлений с жизнью людей, историческими событиями.

Сообщения, различающиеся по тематике, можно объединить в одну новость. Материал, содержащийся в «Повести прошлых лет», позволяет идентифицировать историческую легенду, топонимическую легенду, историческую легенду (связанную с продолжением героического эпоса), житийную легенду, а также историческую легенду и сказку.

Связь новостей с фольклором.

Летописец черпает события далекого прошлого из сокровищницы национальной памяти.

Обращение к топонимической легенде было продиктовано желанием летописца выяснить происхождение названий славянских племен, отдельных городов и самого слова «Русь». Поэтому происхождение славянских племен радимичей и вятичей связано с легендарными потомками поляков — братьями Радимом и Вятко. Эта легенда возникла у славян, конечно же, во время распада клановой системы, когда изолированный бригадир клана, чтобы доказать свое право на политическое господство над остальной частью клана, создает легенду о своем предполагаемом иностранном происхождении. Близко к этой легенде летописи находится легенда о призвании князей, помещенная в летописи под 6370 (862»

На русскую землю приезжают трое братьев-варяжцев со своими семьями: Рюрик, Синеус, Трувор.

Фольклор легенды подтверждает наличие в эпосе числа три или три брата.

Легенда о призвании князей послужила важным аргументом для доказательства суверенитета Киевского государства и вовсе не свидетельствовала о неспособности славян самостоятельно организовать свое государство, без помощи европейцев, как пытались некоторые ученые чтобы доказать.

Типичной топонимической легендой является также легенда об основании Киева тремя братьями: Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой Лыбидью. Сам летописец указывает на устный источник материала, представленного в летописи: «Ини, несведущий, рекоша, так как Кий был паромщиком».

Летописец с возмущением отвергает версию популярной легенды о киевском авианосце. Он категорически заявляет, что Кий был князем, совершил успешные походы в Константинополь, где получил большую честь от греческого царя и основал поселение Киевец на Дунае.

Хроники славянских племен, их обычаев, свадеб и погребальных обрядов полны отголосками ритуальной поэзии времен племенного строя.

Легенда о победе молодого русского Кожемяка над великаном Печенежем проникнута духом героического народного эпоса. Как и в народном эпосе, в легенде подчеркивается превосходство человека мирного труда, простого мастера над профессиональным воином — богатырем Печенежским. Образы легенды построены по принципу контрастного сравнения и широкого обобщения. На первый взгляд, российская молодежь — обычная и ничтожная личность, но она воплощает ту огромную и гигантскую силу, которой обладает русский народ, украшая своим делом землю и защищая ее на поле боя от внешних врагов. Печенежский воин своими гигантскими размерами наводит ужас на окружающих. Скромный молодой русский, младший сын кожевника, противостоит хвастливому и высокомерному врагу. Он совершает подвиг без высокомерия и хвастовства.

Легенда о белгородском киселе связана со сказочным народным эпосом. Эта легенда воспевает ум, находчивость и смекалку русского человека.

Исторические рассказы и легенды как часть летописи.

По мере того как летописец переходит от повествования о событиях прошлых лет к недавнему прошлому, новостной материал становится все более и более исторически точным, строго фактическим и официальным.

Внимание летописца привлекают только исторические фигуры, находящиеся на вершине феодальной иерархии. Изображая их действия, он следует принципам средневекового историзма. Согласно этим принципам, в летописи должны фиксироваться только чисто официальные события, имеющие историческое значение для государства, и летописца не интересует личная жизнь человека, повседневная среда вокруг него.

Летопись развивает идеал суверенного князя. Этот идеал неотделим от общепатриотических представлений новостей. Идеальный правитель — живое воплощение любви к Родине, ее чести и славе, олицетворение ее силы и достоинства. Все его действия, все его действия определяются благосостоянием страны и народа. Следовательно, князь, по мнению летописца, не может принадлежать самому себе. Он прежде всего историческая фигура, всегда появляющаяся в официальной обстановке, наделенная всеми атрибутами княжеской власти. Д.С. Лихачев отмечает, что князь в летописи всегда официально, как бы обращен к зрителю и представлен в его наиболее значительных действиях. Достоинства князя — это своего рода парадная одежда; в то же время одни добродетели соединяются с другими чисто механически, благодаря чему удалось совместить идеалы светского и церковного. Бесстрашие, отвага, воинская доблесть сочетаются со смирением, кротостью и другими христианскими добродетелями.

Если деятельность князя направлена ​​на благо своей страны, летописец всячески прославляет его, наделяя всеми качествами заданного идеала. Если деятельность князя противоречит интересам государства, летописец не жалеет о черной краске и приписывает отрицательному персонажу все смертные грехи: гордость, зависть, честолюбие, жадность и т.д.

Принципы средневекового историзма ярко воплощены в рассказах «Об убийстве Борисова»

(1015) и
о слепоте Василько Теребовльского,
которые можно отнести к жанру исторических сказок о княжеских преступлениях. Однако по своему стилю это совершенно разные работы. История
«Об убийстве Борисова»
раскрывает исторические факты убийства Святополком братьев Бориса и Глеба с широким использованием элементов агиографического стиля. Он построен на контрасте между идеальными принципами мученика и плохим идеалом—
«Тьфу ты»
Святополк. Сказка хвалы подходит к концу, прославляя
«Христолюбивые страстотерпцы», «светящиеся светильники», «яркие звезды» — «защитники земли русской».
В конце концов, есть призыв к молитве, чтобы мученики покорили плохих парней
«Под носом нашего князя»
и доставить их
«Из комфортной рати»,
чтобы они могли жить в мире и единстве. Так в агиографической форме выражается патриотическая идея, общая для всей новости. В то же время рассказ
«Об убийстве Борисова»
интересна серия «документальных» деталей, «реалистичных деталей».

История не идеализирована Василькой. Он не только жертва клеветы, жестокости и предательства Давыда Игоревича, доверчивости Святополка, но и сам проявляет не меньшую жестокость как к злодеям, так и к невиновным людям. Нет идеализации в образе великого князя Киевского Святополка, нерешительного, уверенного, волевого. Повесть позволяет современному читателю представить себе персонажей живых людей с их человеческими слабостями и достоинствами.

Рассказ написан средневековым писателем, который строит его на противопоставлении двух символических образов «креста» и «ножа», лейтмотивом всего рассказа.

Поэтому «Сказка об ослеплении Василько Теребовльского» резко осуждает нарушение принципами своих договорных обязательств, ведущее к ужасным кровавым преступлениям, несущим зло на всю русскую землю.

Описание событий, связанных с военными походами князей, приобретает характер исторической документальной легенды, что свидетельствует о формировании жанра военной истории. Элементы такого рода присутствуют в легенде о мести Ярослава проклятому Святополку в 1015-1016 годах.

Эта летописная легенда уже содержит основные сюжетные и композиционные элементы военной истории: сбор войск, выход в поход, подготовка к битве, битве и ее эпилогу.

Все это позволяет говорить о наличии в «Повести прошедших лет» основных составляющих жанра военной истории.

В рамках исторического документального стиля сообщения о небесных знаках сохраняются в анналах.

Элементы агиографического стиля.

Составители «Повести прошлых лет» также включили житийные сочинения: христианское предание, мученическую жизнь (рассказ о двух варяжских мучениках), предание об основании Киево-Печерского монастыря в 1051 г., кончине его игумен Феодосий Печерский в 1074 году и легенда о печерских монахах. Житиями написаны легенды о переводе мощей Бориса и Глеба (1072 г.) и Феодосия Печерского (1091 г).

Одной из форм прославления князей в летописях являются посмертные некрологи, связанные с жанром похоронных слов хвалы. Первым из этих хвалебных слов является некролог княгине Ольге, помещенный под 969. Он начинается с серии метафорических сравнений, прославляющих первую христианскую княгиню. Метафорические образы «жеребец», «рассвет», «свет», «луна», «перлин» (жемчуг) были заимствованы летописцем из византийской агиографической литературы, но использовались для прославления русской княгини и подчеркивания важности для России его предприятия — принятие христианства.

Из христианской литературы летописец извлекал нравоучительные изречения, образные сравнения.

Функция библейских сравнений и воспоминаний в анналах иная. Эти сравнения подчеркивают важность и величие Русской земли, ее принципов, позволяют летописцам переводить повествование из «временного» в «вечный» исторический план, то есть выполняют художественную функцию символического обобщения. Кроме того, эти сравнения являются средством моральной оценки событий, действий исторических людей.

Житие Феодосия Печерского отличается от других подобных памятников своего времени

Жанр жизни был создан, конечно, не Нестором-летописцем. Но святитель по-своему подошел к содержанию и изложению текста, что местами создавало нечто особенное.

Именно «местами», поскольку формально перед читателем типичная история о том, как молодой богослов (выражение Нестора) стал молиться Богу, захотел пойти в святые места и стал монахом.

Даже поверхностный анализ позволяет выявить характерные атрибуты каждой жизни:

  • общение с людьми — от праведников до грешников;
  • препятствия на духовном пути;
  • чудеса.

Автор рассказывает о подвиге святителя, его преодолении обстоятельств, его вере в Господа нашего Иисуса Христа. Исследователи проводят параллели с другими источниками, которые, возможно, использовал или вдохновил Нестор:

  • Жизнь Евфимия Великого;
  • Жизнь Саввы Освященного.

От последнего, например, есть повод для служения невидимых сил в закрытой церкви.

Но в то же время творчество Нестора не второстепенно. Он не инертен, как другие аналогичные произведения того времени. Типичная жизнь XI-XII веков преследовала цель не только рассказать биографию святого, но и наставить читателя через длинные отступления с длинными аргументами.

Житие преподобного Феодосия Печерского имеет динамичный сюжет, уходит от шаблона, благодаря чему читать его увлекательно.

Интересную функцию выполняет мать Феодосия. Здесь она — источник препятствий и соблазнов на пути будущей святой. Для того, чтобы он приходил домой и никуда не уходил, она не брезгует самыми грязными, даже жестокими поступками.

Конечно, на фоне, например, родителя из Санта-Барбары (он истязал свою дочь) мать блаженного Феодосия не похожа на такое чудовище. Однако образ такой решительной, коварной и расчетливой матери очень необычен для русской православной традиции.

Мать Феодосия — образ нетипичный для жизни святителя.

На его фоне контрастирует сам блаженный Феодосий: он кроткий, нежный, понимающий, но вовсе не матрац, а прагматичный и дальновидный человек.

Помимо духовной и биографической информации, это произведение также приоткрывает завесу давно минувших веков. Так исследователь П.П. Владимиров:

«Это произведение имеет неоспоримые исторические и литературные достоинства: оно знакомит нас с образом жизни, обычаями, взглядами той далекой эпохи, в нем достаточно ясно очерчены высокие нравственные качества Феодосия и в то же время в связи с жизнью Феодосия. Феодосий, жизнь его современников, история Печерского монастыря».

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская Лавра — крупнейший монастырь Восточной Европы, колыбель русского православия и один из старейших мужских монастырей Киевской Руси. Основанный монахом Антонием и организованный монахом Феодосием, Киево-Печерский монастырь стал образцом для других монастырей и имел большое значение для развития Русской Церкви. Из его стен вышли известные архипастыри, ревностные проповедники веры и известные писатели. Святых пострига Киево-Печерского монастыря, святых Леонтия и Исайи (ростовские епископы), Нифонта (новгородского епископа), инока Кукши (просветителя Вятичей), писателей преподобного Нестора Великого летописец и Симон, иконописец Алимпий. Ближнюю и дальнюю пещеры разделяют овраг и горный хребет. Мощи 80 святых покоятся в Ближнем и 45 — в Дальнем.

Преподобный Феодосий Печерский
Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Современный вид

Главный Успенский собор (большая церковь) был заложен в 1073 году, внутреннее убранство, включающее мозаики и фрески, было завершено в 1090 году. По свидетельству «Киево-Печерского патерика», строительство святого монастыря Руководили мастерами из Греции, прибывшими в Киев по велению Пресвятой Богородицы. В начале 12 века монастырь выглядел как большой архитектурный комплекс с множеством каменных построек. В стенах Лавры четыре двери для входа, главный вход через Святые врата. Во все времена в них входили только пешком. Над воротами находится животворящая церковь Святой Троицы. Он является самым старым из сохранившихся в Лавре и не был разрушен во время монголо-татарского нашествия.

Преподобный Феодосий Печерский
Дверная церковь Святой Троицы в Киево-Печерской Лавре

В 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев, Киево-Печерский монастырь был опустошен. Неизвестно, сколько длилось запустение монастыря; в четырнадцатом веке он уже был отремонтирован, и большая церковь стала местом захоронения многих княжеских и знатных родов.

В 1615 г в Киево-Печерском монастыре была основана типография, в которой печатались книги для всего православного мира; в настоящее время здесь находится Музей книгопечатания Украины. С 1592 по 1688 год монастырь был ставропигией Константинопольского Патриарха. С распространением униатства он стал одним из важнейших духовных оплотов Православия на юго-западе России. В 1688 г монастырь получил статус лавры и стал «ставропигией царско-патриаршего московского царства»; в 1786 г лавра была подчинена Киевскому митрополиту, который стал ее святым архимандритом.

В 1930 году Киево-Печерская лавра была закрыта атеистическими властями, в 1941 году, после оккупации Киева немцами, здесь разрешили возобновить монастырскую резиденцию, но вместе с тем 3 ноября 1941 года Древний Успенский собор был взорван немецкими захватчиками, о чем свидетельствуют материалы Нюрнбергского процесса. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха ценности храма были вывезены. Второй раз монастырь закрыли в 1961 году, в период гонений Хрущева. В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси постановлением Совета Министров Украинской ССР территория Дальних пещер была передана вновь созданной Печерской монашеской общине. В 2000 году к 950-летию Лавры Великий храм был отреставрирован и освящен. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Преподобный Феодосий Печерский
Киево-Печерская Лавра — монастырь, устроенный монахом Феодосием

Оцените статью
Блог про православные обряды