- Возникновение первого образа
- Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
- Описание и значение в православии
- Каноны и Акафисты
- Акафист Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа
- Кондак 1
- Икос 1
- Кондак 2
- Икос 2
- Кондак 3
- Икос 3
- Кондак 4
- Икос 4
- Кондак 5
- Икос 5
- Кондак 6
- Икос 6
- Кондак 7
- Икос 7
- Кондак 8
- Икос 8
- Кондак 9
- Икос 9
- Кондак 10
- Икос 10
- Кондак 11
- Икос 11
- Кондак 12
- Икос 12
- Кондак 13
- Молитва
- Дальнейшая судьба чудесного плата
- ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПОЧИТАНИЯ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО
- Как выглядит Спас Нерукотворный
- Роль и значение образа в христианстве
- Чудотворные деяния образа
- В чем помогает Спас Нерукотворный
- Кондак, глас 2
- Величание
- Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?
- Где находятся иконы Спасителя
- Богоматерь с огненным ликом, единорог на иконе и другие удивительные экспонаты новой выставки в Музее русской иконы
- Известные копии
- Чудесное обретение образа в Свято-Борисо-Глебской обители
- Молитва иконе
- ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ ДЛЯ ТРАДИЦИЙ ИКОНОПИСАНИЯ И БОГОСЛОВИЯ
Возникновение первого образа
Церковная традиция сохранила несколько описаний явления Христа, а Библия ни слова об этом не говорит. Но тогда откуда взялось изображение лица, которое всем известно? Историю иконы «Нерукотворный Спаситель» во всех подробностях рассказал римский историк Евсевий, ученик Панфила, уроженца Палестины. Много сведений о жизни того периода известно благодаря его произведениям.
Слава Христа была настолько велика, что они также приходили к Нему из других стран. Тогда правитель города Эдесса (на территории сегодняшней Турции) отправил ему письмо с человеком. Авгар уже был на подъеме, его мучила болезнь ног. Христос обещал послать одного из своих учеников помочь царю и просветить его народ светом Евангелия. Об этом случае рассказывает и Ефрем Сирин.
Авгар послал художника ко Христу, но тот был настолько ослеплен божественным сиянием, что просто не мог написать портрет Спасителя. Затем Христос подарил царю ткань (убрус), которой он вытер лицо. Отпечаток лица остался на столе — поэтому его называют нерукотворным — потому что он был создан не руками человека, а божественной силой (как Туринская плащаница). Так появилась первая икона еще при жизни Спасителя. Послы отнесли ткань в Эдессу, где она стала городским святилищем.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
После вознесения Христа туда отправился апостол Фаддей: он исцелил Авгара, совершил множество других чудес и обратил местных жителей в христианство. Другой историк, Прокопий Кесарийский, свидетельствует об этих событиях. А Евагрий Антиохийский рассказывает, как образ чудесным образом спас жителей города от вражеской осады.
Описание и значение в православии
Икона, на которой изображен лик Иисуса Христа, трудно недооценить, так как это ключевая фигура, собравшая вокруг себя первых последователей христианства.
В Православии икона имеет следующее значение:
- считается знаковым изображением Иисуса Христа. Все начинающие иконописцы пытаются начать свою карьеру именно с этой иконы;
- нимб над головой Сына Божьего имеет законченный вид, не заметный на других иконах. Это отражает гармонию окружающего мира и его завершенность;
- на иконе изображен только лик Иисуса, что символизирует первенство духа и силу мысли над остальным телом;
- на лице Христа нет признаков боли или гнева, только мир и гармония. Из-за этой особенности священники часто приводят икону в качестве примера, когда необходимо объяснить такое понятие, как «безупречная красота».
Иконка выглядит просто, без излишеств. Когда вы смотрите на это, кажется, что молящийся остается «лицом к лицу» с Богом, сметая все отвлекающие факторы.
Каноны и Акафисты
Акафист Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа
Кондак 1
Мы преклоняемся перед Твоим чистейшим, добрым образом, прося прощения за наши грехи, Христос Бог, по воле своей плоти Тебе было угодно взойти на Крест, но ты освободил, сотворенный тобой, от работы врага, поэтому с надеждой, взывая к Таю:
Господи Боже, Спаситель мой, приди ко мне, обманщик, и исцели мои неизлечимые болезни.
Икос 1
«Иисус, мой Спаситель, — смиренно умолял принц Эдессы Абгар, — приди ко мне и исцели мою неизлечимую болезнь, они страдали много лет». Подражая ему, я, пораженный грешной проказой, взываю к ней в молитве:
Мой Господь, Господь, помилуй меня по великой милости Твоей и по множеству милостей Твоих очисти беззаконие мое.
О Господь, Спаситель мой, омой меня росой Твоей милости от беззакония моего и очисти меня от греха моего.
Господи, отверни Твое лицо от моих грехов и очисти все мои беззакония.
Господи, сотвори во мне чистое сердце и обнови дух правды в моем чреве.
Господи, не отвергай меня от Твоего присутствия и не лишай меня Твоего Святого Духа.
О Господь Бог, мой Спаситель, приди ко мне, который вот-вот умрет, и исцели мои неизлечимые болезни.
Кондак 2
Видя любовь и веру Авгара Эдесского, Господи, ты написал ему: «Блажен ты, Абгар, который меня не видит и не верит в меня. Я пошлю своего ученика, и он исцелит тебя и даст тебе и всем, кто с тобой, вечную жизнь ». Пошли, Господи, свою милость и взывай ко мне: Аллилуиа.
Икос 2
Разум не понимает тайны, так как Господь, добавив убрус к своему божественному лику, рисует на нем свое подобие, отправляя его Авгару, исполняя его желание. Осознайте эту великую радость, поклоняясь образу Христа. Мы поклоняемся ему сегодня с благоговением, взывая с молитвой и верой:
Мой Господь, Господь, открой мои уста, и мои уста будут провозглашать твою хвалу,
Мой Господь, Господь, верни мне радость спасения и утверди меня Главным Духом.
Господи, согрешивший против тебя и зло творивший перед тобой, помилуй меня за Твою милость.
Мой Господь, Господь, мой Спаситель, посмотри на боль моей души и поспеши мне на помощь.
Мой Господь, Господь, послушай меня и освободи меня от всех болей.
О Господь Бог, мой Спаситель, приди ко мне, умирающему, и исцели мои неизлечимые болезни.
Кондак 3
Силой любви и радости Авгар, исполненный любви и радости, поклонился нерожденному образу Спасителя мира и, получив исцеление от его недугов, с верой воскликнул: «Христос Бог, доверяющий Тебе он не будет стыдно ». Этим, учит нас всегда уповать на милость Господа и просить Его: Аллилуиа!
Икос 3
Возлюбив падший человеческий род, Ты, Бог Христос, через одного из своих учеников призвал Авгара из тьмы греха и осветил его душу светом твоей истины. Позови меня из глубины греха, и я взываю к тебе с криком:
Господи, Господи, дай мне слезы нежности, и с ними я молю Тебя: очисти все мои грехи до конца.
Господи, просвети мою душу светом своего божественного знания и направь меня своей милостью в Твое царство.
Мой Господь, Господь, мое просветление и мой Спаситель, приди к тебе, научи меня исполнять твою волю.
Мой Господь, мой Господь, мой Бог, дай разум моему сердцу и удали из него искушение лукавого, и наставь меня на пути спасения.
Мой Господь, Господь, не отвергай мою молитву и слушай меня, своей добротой укрепи мое сердце своим страхом.
О Господь Бог, мой Спаситель, приди ко мне, который вот-вот умрет, и исцели мои неизлечимые болезни.
Кондак 4
Буря страстей и тревог повседневной жизни топит меня, и мое сердце, окутанное ужасом смерти, взывает к Таю: Господи, приведи на землю тех, кто помогает мне, спаси меня, как древний Абгар, и дай мне petit Ti с ним: Аллилуиа.
Икос 4
Услышав, что евреи ненавидят тебя и хотят, чтобы ты сделал что-то плохое, Господи, Авгар пишет: «Пожалуйста, приди ко мне и оставайся со мной». Подражая этой любви, и я, поднявшись из глубины своего падения, мужественно умоляю, Господи Боже, ситца:
Господи, Боже мой, войди в дом моей души и оставайся неразлучным со мной грешником.
Господь, Бог моего сердца, приди и соедини меня с Тобой навсегда.
Мой Господь, Господь, моя душа привязана к Тебе, приди и наполни мое сердце радостью.
О Господь Бог, мой Спаситель, приди ко мне, который вот-вот умрет, и исцели мои неизлечимые болезни.
Кондак 5
Блажен грядущий во имя Господа — дети Иудеев воспевают древность, встречая Господа в Иерусалиме. Но сегодня, открывая двери наших сердец для пришествия Спасителя, мы с любовью взываем: Аллилуиа.
Икос 5
Ты — чудесные глаголы, Господи, для всех погибающих: «Да не смущается твое сердце и не бойся, верь в Бога и верь в меня, и он унаследует Царство, приготовленное для тебя от основания мира. «Но я, думая о моем беззаконии, укрепи мое сердце и просвети мой разум, взывая к тебе:
Мой Господь, Господь, посмотри на меня и просвети мои глаза, чтобы я не заснул смертью.
Мой Господь, Господь, ведя Израиль из земли фараоновой, наставь меня на твоем пути, чтобы я мог войти в твою истину.
Господь Иисус Христос, Сын Божий, я верю в Тебя, помоги моему неверию.
Мой Господь, Господь, не упрекай меня своей яростью и не отворачивайся от меня за мое беззаконие.
О Господь Бог, мой Спаситель, приди ко мне, который вот-вот умрет, и исцели мои неизлечимые болезни.
Кондак 6
Посмотри на Свой образ, Господи, я не смею проклинать свои злые дела, но, как сборщик налогов, стеная, взываю к Таю: Боже, очисти меня от фарисейского лицемерия от грешника и научи с чистым сердцем к малости Твоей милости: Аллилуиа.
Икос 6
Подойдя к моему Спасителю с моей болью, своим словом утешения, вы произнесли ежу: «Я не позволю тебе, сир, я приду к тебе». Ради себя, избегая тьмы отчаяния, с надеждой на ваше благотворительность, я пришел к вам и помолился:
Мой Господь, Господь, мое убежище в бедах и боли, не оставляй меня в покое.
Мой Господь, Господь, безгрешный, обвиняемый в нечестивых, забери меня из рук тех, кто меня ненавидит.
Господи, Господи, спаси меня от издевательств видимых и невидимых врагов.
Господи, Господи, прости меня и прими меня, как древнего блудного сына в свои объятия.
О Господь Бог, мой Спаситель, приди ко мне, который вот-вот умрет, и исцели мои неизлечимые болезни.
Кондак 7
Ты превосходно показал свои дела, Господь, в своем пресистемном образе, и чудеса утешили все земли, научив их в мучительных жизненных обстоятельствах прибегать к твоей милости и умолять тебя с любовью: Аллилуиа.
Икос 7
Принеси телесный храм, весь оскверненный, множество жестоких, которые Я создал, Я трепещу перед страшным Судным Днем и молю: открой мои двери для покаяния, Податель жизни, и, как Давид, я взываю к Таю:
Мой Господь, Господь, услышь мою молитву, услышь мою молитву и помилуй меня.
Господи, Боже мой, Ты — это я, дай мне разум, и моя душа будет жить.
Господи, Боже мой, пастырь мой, заблудившийся, как заблудшая овца, ищи раба Твоего и спаси меня.
Господи, Господи, помилуй меня, исцели мою душу, ибо они согрешили Тебя.
О Господь Бог, мой Спаситель, приди ко мне, который вот-вот умрет, и исцели мои неизлечимые болезни.
Кондак 8
В страшный день твоего пришествия я ужасаюсь, Христос, и я трепещу, как будто у меня множество грехов, но Ты, милосердный Бог, перед концом обращаешься ко мне, поешь Ти: Аллилуиа.
Икос 8
Ты был всей любовью к падшему человеку, о Иисус, и ты дал им свой Святой Образ, ясно говоря всем в боли и печали: «Придите ко мне, все, кто устал и угнетен, и я дам вам покой» . Об этом, умирая, смело молю Тебя, Христос, лик слова:
Мой Господь, Господь, мой хранитель, спаси меня от врагов, нападающих на меня.
Мой Господь, Господь, на высших небесах живи и посмотри на смиренных, посмотри на меня, грешника, и проснись с моей радостью.
Господи, Господи, спаси меня, тонущего в бездне ежедневных искушений.
Мой Господь, Господь, пусть мое сердце не смущается и не бесстрашно исповедует Твое имя.
Мой Господь, Господь, прими меня как сборщика налогов, как помилуй Хананеев, помилуй меня по Твоей милости.
О Господь Бог, мой Спаситель, приди ко мне, умирающему, и исцели мои неизлечимые болезни.
Кондак 9
Все язычники, придите, с любовью и трепетом преклонимся перед чистейшим образом Спасителя мира, освободившего нас от работы врага, и взываем к Нему, Победителю смерти и ада: Аллилуиа.
Икос 9
Все пораженные грешной проказой, я недоумеваю, как достойно возвеличивать Тебя, Господи многих милостей, но верою в сердце моем исповедую Тебя, истинный Сын Божий, я смиренно стою перед образом твоего святого, молиться:
Господь Иисус, радость моя, дай мне возрадоваться в Твоей милости.
Господи, мой очень добрый Спаситель, спаси раба Твоего от неверия и беззакония.
Мой Господь, Господь, невыразимая Милость, Твоей милостью поглотила гнев в моем сердце.
Мой Господь, Господь, чистота неописуемая, дай мне чистоту сердца и ума.
Мой Господь, Господь, облеченный в свет, как в одежду, освяти меня с болью повседневной жизни.
О Господь Бог, мой Спаситель, приди ко мне, который вот-вот умрет, и исцели мои неизлечимые болезни.
Кондак 10
Мой Господь, Господь, мой милосердный Спаситель, вознеси мою душу, ослабленную твоими холодными делами, твоей божественной милостью, как древний, который был ослаблен источником овец, и научись спасать путь, тогда мы поем Тай: Аллилуйя.
Икос 10
Вечному Царю, Утешителю, Истинному Христу, очисти меня от всякой скверны, как если бы я очистил десять прокаженных и исцелил меня, как ты исцелил любящую деньги душу сборщика налогов Закхея, поэтому я пою Таю слово:
Мой Господь, Господь, мы получили немощи и пострадали от немощей, исцели болезни моего сердца.
Мой Господь, Господь Иисус, моя Помощь, помоги мне, потому что моя душа слаба из-за того, что посеяла боль.
Господи, Господи, слепому ты в еже глаза дал, дай мне око, чтоб я увидел твою кротость и терпение.
Господи многострадальный, избавь мою душу от лукавого и спаси меня ради Твоей милости.
О Господь Бог, мой Спаситель, приди ко мне, который вот-вот умрет, и исцели мои неизлечимые болезни.
Кондак 11
Воспевая к Тебе всякую нежность и молясь с сокрушенным сердцем, не презирай меня, Боже добрый! Отверни лицо от моих грехов! Но не сводите глаз с слуги, которая поет вам: Аллилуиа.
Икос 11
Истинный Свет Христа, просвещай и освящай каждого человека, который приходит в мир, посмотри на меня, твоего грешного и непристойного слугу, и исправь мою жизнь согласно твоим заповедям и освяти мою душу, так что я обращаюсь к тебе с молитвой на это:
Господь Иисус Христос, Ты — Свет мира, свети на меня Твоим светом.
Мой Господь, Господь, Ты источник жизни, даруй моей душе нетленную жизнь и утверждай ее в Твоих заповедях.
Господь Иисус Христос, Ты солнце справедливости, твоей справедливостью согрей мою душу и просвети мой разум.
Мой Господь, Господь, Ты мой наставник, научи меня исполнять Твою волю и любить Тебя всем сердцем.
Мой Господь, Господь, ты открыл глаза слепым, ты также открыл мне двери покаяния и, будучи великодушным, смыл все мои грехи.
О Господь Бог, мой Спаситель, приди ко мне, который вот-вот умрет, и исцели мои неизлечимые болезни.
Кондак 12
Твоей всемогущей милостью укрепи мое сердце верой, надеждой и любовью, дай мне через покаяние и неустанное исполнение твоих заповедей достичь Царства Небесного, где ликом апостолов я буду петь Тхи: Аллилуиа.
Икос 12
Ты, Добрый Пастырь, с болью и печалью провозглашай всем существующим: «Друзья мои, Я иду к Отцу Моему и Отцу вашему, чтобы приготовить место для вас, но Я приду и заберу вас от Меня, если вы продолжите мои заповеди ». С благоговением слушая это, я смею, и я, погруженный в жестокую боль, прихожу к Тебе, молясь:
Мой Господь, Господь, мой милостивый Спаситель, спаси меня, умирающего.
Мой Господь, Господь, забери меня от облаков неверия, зла и вражды, и Своим добрым Духом направь меня на путь праведности.
Мой Господь, Господь, утешение моей души, утешай меня в боли настоящего.
О Господь, мой Бог, ради имени Твоего оживи меня и ради праведности Твоей избавь мою душу от боли.
Господь, Могущественный Король, вспомни обо мне, когда ты придешь в свое Царство.
О Господь Бог, мой Спаситель, приди ко мне, который вот-вот умрет, и исцели мои неизлечимые болезни.
Кондак 13
О, Господь Бог милосердный и милосердный, мой Спаситель, пришедший в мир спасти падшего человека, не гнушайся мной больше, чем кто-либо согрешивший, и не отворачивайся от лица Твоего, но смотри на жестокую боль и печаль моя душа, исцели и утвердили в свете истины и любви, мы поем Таю: Аллилуйя!
О, мой милостивый Спаситель, который пришел в мир, чтобы спасти падшего человека, ищи меня, умирающего, и с твоей благодатью освяти мою душу, очисти мое тело и исправь мою жизнь согласно твоим заповедям, поэтому я пою тебе с чистым сердце: Аллилуиа.
О мой милостивый Спаситель, взгляни на своего слугу, тонущего в море ежедневных искушений и бед, и, как в древние времена, тонул Петр, спаси свою благодать, освяти душу и проложи путь своим заповедям, но с чистым сердцем и устами он взывает к Таю с любовью: Аллилуйя.
(Этот кондак читается трижды. Затем читаются 1-й икос и 1-й кондак)
Молитва
О, добрый Господь Иисус Христос, Бог наш, ты старше человеческой натуры своего лица, Ты умылся и вытер лицо святой водой, чудесным образом вообразил себя и князя Эдессы Абгара, чтобы исцелить его от болезни, ты был достаточно добр. Вот и мы, твои грешные рабы, одержимы нашими душевными и физическими недугами, твое лицо, Господи, мы ищем, и вместе с Давидом в смирении наших душ мы призываем: не отворачивай лица Твоего, Господи, от нас и не отклоняйтесь в гневе от ваших слуг, разбудите нашего помощника, не отвергайте нас и не оставляйте нас. О, милосердный Господь, наш Спаситель, нарисуй себя в наших душах, чтобы мы пребывали в святости и праведности, были твоими детьми и наследниками твоего царства, и так тебе, наш милосердный Бог, вместе с твоим безначальным Отцом и Святым Духом , мы не перестанем хвалить во веки веков. Аминь.
Дальнейшая судьба чудесного плата
Став христианами, жители Эдессы повесили на городских воротах нерукотворный образ Спасителя (также называемый Мандилионом). Когда один из потомков Абгара стал язычником, благочестивые христиане положили икону кирпичом, чтобы уберечь ее от осквернения. Изображение так долго оставалось скрытым, что было забыто. Во время последующей осады, уже в шестом веке, епископу было видение, в котором ему было открыто местонахождение святилища. При демонтаже кладки выяснилось, что лицевая сторона также перешла на кирпичи.
Мандилион перенесли в собор, откуда его добывали всего 2 раза в год. В то время не существовало традиции обращаться к святыням и было запрещено даже приближаться к изображению. В конце первого века византийское войско осадило город, в обмен на мир они предложили подарить чудесный образ Спасителя. Жители города согласны. Затем в Константинополь попала нерукотворная икона Спасителя. В этот день теперь церковная вечеринка.
В 1011 году неизвестный художник западной школы составил список, который оказался в Риме. Он хранился в особом алтаре и назывался «вера эйкона» — истинный образ. Позже он стал известен как «Мемориальная доска Вероники», и на него вторглись легенды. Таким образом, Спаситель, не сделанный вручную, имел огромное значение для развития западной иконографии.
К сожалению, оригинальный Мандилион не сохранился до наших дней. Его похитили во время одного из крестовых походов (1204 г.) — легенда гласит, что корабль, на котором находилась икона, ушел на дно. Однако списки, хранящиеся в Ватикане (Cappella Santa Matilde) и Генуе, считаются достаточно точными.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПОЧИТАНИЯ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО
В Евангелии и апостольских посланиях нет абсолютно никакого описания явления Христа. Однако все иконы Господа показывают нам один и тот же образ Богочеловека (иконы Богородицы в образе Ее также более отличаются друг от друга). Это связано как раз с чудесным сотворением самой иконы Христа. Историю этого необычного события записал римский историк Евсевий Палестинский, христианин, а также монах Ефрем Сирин, аскетический святой сирийской пустыни. Документ является настоящим историческим источником, благодаря описаниям Евсевия до нас дошли многие повседневные подробности жизни Римской империи того периода.
Евсевий писал, что при жизни Христа слава о нем и его чудесах распространилась и на другие страны. Правитель города Эдессы (ныне в Турции) по имени Авгар послал ко Христу слугу и искусного художника. Авгар был стариком и сильно страдал от болезни суставов ног. Он просил помолиться за него и исцелить болезнь, а также увидеть самого Христа (из-за болезни он не мог этого сделать, а изображений Господа еще не было) — он поручил художнику нарисовать Христа с натуры. В Римской империи это было обычным делом: создание портретов и лепка бюстов с натуры. Во времена земной жизни Христа искусство было достаточно развито, чтобы его можно было изобразить с помощью светотени: многие считают, что схематические черты иконописи были результатом непонимания со стороны создателей изображений картины, но это не так; В иконописи есть свой язык рисования, состоящий из приемов обратной перспективы и символизма.
Когда эмиссары царя обратились к Христу с просьбой об исцелении, Господь пообещал, что один из Его Апостолов посетит Эдессу и просветит свой народ светом новозаветного учения. В то время царский художник никак не пытался изобразить Христа. Затем сам Господь взял полотенце (платок, «убрус» по-церковнославянски) и вытер им лицо — на платке отпечаталось Лик Господа. Именно поэтому этот образ называется Нерукотворным: руки человека не могли изобразить его с помощью красок, но благодать Господа, его собственная энергия и сила создали образ. Вероятно, это изображение было похоже на Туринскую плащаницу, где виден Лик Иисуса Христа, как на фотографии.
Итак, еще при жизни Спасителя возникла первая икона. Царские послы доставили Эдессе чудесное изображение на ткани. Чудотворный Образ-Мандилион (по-гречески — на холсте) стал почитаться царем как великое святилище. А когда после Вознесения Христа город посетил святой апостол Фаддей, по свидетельству другого историка, Прокопия Кесарийского, он исцелил царя Авгара, проповедовал христианство и совершил множество чудес. Тогда нерукотворный образ Спасителя стал святилищем города, защищая эдесийцев, и был помещен над городскими воротами как знамя Эдессы. В течение нескольких столетий через молитву перед ним было совершено множество чудес, и летописец Евагрий Антиохийский записал свидетельства чудесного освобождения Эдессы от осады врагов благодаря ему.
Увы, один из потомков Абгара стал язычником и иконоборцем. Чтобы уберечь почитаемый образ от разрушения, христиане Эдессы поместили икону с камнями в стене. Изображение оставалось скрытым так долго, что поколение христиан, пережившее преследование, уже не могло вспомнить местонахождение святыни. Только во время новой войны, в шестом веке, после того, как горожане помолились о спасении, епископ города увидел во сне место, где было спрятано изображение. Когда камень был извлечен, обнаружилось, что на камнях был отпечатан Лик Христа («sul chrepia» на церковнославянском языке). Фонарик, возведенный в прошлые века, продолжал чудесно светиться.
Оба изображения стали культовыми объектами. Икона, отпечатанная на камнях, получила название Керамидион и была помещена в киот, а Мандалион был перенесен в алтарь городского собора, откуда его выносили для поклонения верующим только два раза в год.
В конце 11 века византийская армия осадила город и потребовала, чтобы он сдался под властью императора. В обмен на мир жители Константинополя предложили подарить им чудесный нерукотворный образ — Мандалион. Жители Эдессы согласились, и икона была перенесена в Константинополь. И этот день — 29 августа по новому стилю — теперь церковный праздник. Это Третий Спаситель, Хлеб или Орех, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день на Руси завершился сбор хлеба и созрели орехи, на урожай которых крестьяне получили благословение. После литургии освятили домашний хлеб и лепешки, испеченные из муки нового урожая.
В 1011 году копия Образа, сделанная не вручную, была сделана западным церковным художником. Он был перенесен в Рим под названием «истинный эйкон» — истинный образ и стал известен как «тарелка Вероники». Чудеса также происходили из этого списка, который лег в основу обширной иконографии Господа Иисуса Христа в Католической церкви.
К сожалению, чудесный Мандилион не сохранился до наших дней. Во время крестового похода 1204 года он попал в плен к крестоносцам и, по легенде, утонул вместе с кораблем похитителей.
Мандилион никогда не привозился в Россию, но были списки, прославленные чудесами. Самая старая русская икона Спасителя, созданная не вручную, датируется XII веком и предположительно написана в Новгороде. На ней нет изображения ткани, поэтому изображение приписывается Керамидиону (этот вид нерукотворной иконографии Образа называется «Спаситель на хрепии»). По мнению искусствоведов, эта икона близка к чудотворному образу Эдессы. Возможно, его список был доставлен в Россию в первые века после крещения князем Владимиром. Изображение было почитаемой святыней Московского Кремля, а сейчас находится в Третьяковской галерее.
Как выглядит Спас Нерукотворный
Описание иконы, сохраненное царем Авгаром, дошло до нас благодаря историческим документам. Материал с изображением Лика был натянут на деревянную основу. Это единственный образ, который изображает Христа как человека. Другие образы Спасителя сделаны с атрибутами, либо Господь совершает определенные действия. Здесь показан «портрет», лик Христа, «видение» автора не дано, но Изображение представлено как оно есть.
Чаще всего Спаситель встречается на повязке — лицо изображается на фоне полотенца, с разными типами складок. Доски обычно белые. Иногда лицо изображают на фоне кирпича. В некоторых традициях полотенце держат за края летающих ангелов.
Уникальность изображения заключается в симметрии зеркала, которое нарушают только глаза. Они немного наклонены, что делает выражение лица более душевным. Новгородская роспись считается древним воплощением идеальной красоты. Помимо симметрии, немаловажную роль здесь играет отсутствие эмоций: возвышенная чистота, душевный покой, которым обладает Спаситель, так сказать, передаются тому, кто смотрит на нерукотворную икону Спасителя».
Роль и значение образа в христианстве
значение нерукотворной иконы Спасителя трудно переоценить: ее чудесное явление стало очень тяжелой темой в период иконоборчества. Действительно, это главное доказательство того, что лик Христа можно изобразить и использовать для почитания верующих, как повод для восхваления Архетипа.
Именно отпечаток, оставленный на ткани, стал одним из основных видов иконописи, напоминая божественное начало иконописи. Само по себе в первые века оно выполняло, среди прочего, описательную функцию: библейские истории оживали на глазах неграмотных христиан. Более того, книги, в том числе Священное Писание, долгое время были очень редкими. Желание верующих иметь видимое воплощение Христа тоже вполне понятно.
Одно только изображение лица Спасителя должно напоминать верующим, что их спасение возможно только в случае установления личных отношений со Христом как Богочеловеком. Без этого ни один церковный ритуал не может служить «пропуском» в Царство Небесное. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, приглашая каждого последовать за ним. Созерцание нерукотворной иконы Спасителя помогает понять, в чем смысл христианской жизни.
Чудотворные деяния образа
Первое чудо, связанное с этим изображением, произошло вскоре после доставки убруса царю Абгару. Король исцелился, но на его лице все еще оставались следы болезни. Позже, когда апостол Фаддей пришел в город и крестил Авгара, он вышел из источника и полностью исцелился. Впоследствии Святой Убрус с Ликом Спасителя, полный чудодейственной силы, был закреплен на столе и установлен над воротами города Эдессы. Позже нерукотворный Спаситель был перенесен из Эдессы в Константинополь. По пути в Константинополь вокруг процессии происходили многочисленные исцеления.
Икона «Нерукотворный Спаситель» в храме
В чем помогает Спас Нерукотворный
Как верующий может установить контакт с Богом? Чтобы нерукотворная икона Спасителя стала настоящим защитником, необходимо вести молитвенный диалог с Господом. В молитве человек выражает свои прошения, надежды, даже обиды на близких будут услышаны Всевышним — только они не должны выражаться в гневе…
Образ Спасителя должен быть в каждом христианском доме. Вы можете спросить его о чем угодно:
- о спасении души;
- о помощи близким;
- для детей;
- хорошее здоровье;
- о благополучии;
- о помощи в работе, по мирским делам.
Нельзя использовать значки в гадании, используйте их в различных магических ритуалах. История знает случаи, когда такие попытки заканчивались очень плохо для магов.
Какие молитвы лучше всего произносить перед нерукотворной иконой Спасителя? Прежде всего — «Отче наш», молитва, данная людям Самим Иисусом Христом во время земного пути. Каждый день нужно начинать с этого, даже перед едой, истинные верующие читают его, чтобы поблагодарить Господа за то, что у них есть. Перед тем как заснуть, вы также можете прочитать, чтобы успокоить ум, очистить душу.
- Икона Спасителя в силах
- Икона трехлетия — здесь
- Владимирская икона Божией Матери
- Чудотворные деяния святого образа
Сын царя Авгара продолжал покровительствовать христианству. Но внук был заядлым идолопоклонником. И, конечно же, большинство его подданных вернулось к язычеству. Чтобы сохранить рукотворного Спасителя и историю его происхождения от осквернения, епископ Эдесский приказал спрятать его. Христиане замуровали реликвию над воротами Эдессы.
Легенда гласит, что изображение также было покрыто плиткой, защищающей от непогоды. Перед реликвией была поставлена неугасимая свеча. Только в конце шестого века, когда персидский шах подошел к Эдессе, некоему Евлалию было видение, что спасение города находится за его воротами. Ниша была открыта, и таким образом был найден не только святой убру, но и неугасимая свеча. Но самое интересное, что то самое изображение, которое несла на себе белая льняная ткань, было отпечатано на плитках, покрывающих изображение. Согласно легенде, епископ Евлалион взял в руки Святую икону и пересек город с молитвой. В этот момент огонь, зажженный персами у городских стен, обратился против них. Персидский царь немедленно отступил из Эдессы.
С тех пор самодельный Спаситель, история происхождения которого волнует многих ученых и по сей день, не раз помогал жителям города. Слухи о нем быстро распространились. 4 апреля 622 года император Ираклий, говоря о войне против персов, лично вознес перед войском Нерукотворный Образ Спасителя и дал клятву: «Сражаться с врагами насмерть, жить в любви и согласии между ними».
В 639 году Эдесса была захвачена арабами. Однако они позволили жителям города свободно исповедовать свою веру и не трогали ни одну из христианских церквей. Кроме того, в месте, где хранился Святой Образ, к богослужению допускались не только жители Эдессы, но и паломники из других стран.
Кондак, глас 2
Ваш невыразимый и божественный взгляд на человека / неписаное Слово Отца / и неписаный Образ, и божественный победоносный / направляет ваше ложное воплощение, // мы чтим этот поцелуй.
Величание
Мы возвеличиваем Тебя, животворящего Христа / и чтим твое чистейшее лицо / славное воображение.
Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?
Где находятся иконы Спасителя
Хотя в России никогда не было оригинального Мандилиона, были списки, прославляемые за чудеса. Один из них надолго остановился в Новоспасском монастыре (близ Таганки), который прославился как погребальная усыпальница Романовых. Хотя первое чудо было явлено в городе Вятка, вскоре чудотворная икона была торжественно перенесена в столицу. Произошло это в январе 1647 года.
Сначала изображение Спасителя, не сделанного вручную, было на одной из кремлевских башен, но в том же году оно переместилось в Преображенскую церковь. Вот некоторые из чудес, совершаемых при молитвах на Вятской иконе:
- совершенно слепой получил зрение;
- содействие в подавлении восстания С. Разина;
- крестный ход с иконой помог потушить пожар 1834 г.;
- много исцелений во время эпидемии холеры.
Во время революции чудодейственный оригинал был утерян. Список теперь находится на месте предыдущего изображения.
Необыкновенный памятник русской культуры: Храм образа Спасителя, нерукотворный в Абрамцево. Небольшая нарядная церковь была создана совместными усилиями В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они создали дизайн здания, иконостас, все убранство, расписали иконы, даже пол выложили мозаикой. Роспись на окнах — М. Врубель. Храм освящен в 1882 году. Добраться до него из Москвы можно поездом до станции Хотьково».
Самая старая нерукотворная икона Спасителя на Руси датируется XII веком, написана в новгородском стиле. На нем нет изображения доски, потому что изображение воспроизводит лик Спасителя, чудесным образом явившийся на кирпичах (в Эдессе). По мнению специалистов, эта версия может быть очень похожа на оригинал, изображенный на обивке. Изображение хранилось в Кремле, сейчас оно находится в Третьяковской галерее.
Богоматерь с огненным ликом, единорог на иконе и другие удивительные экспонаты новой выставки в Музее русской иконы
Известные копии
Где сегодня находится оригинальный нерукотворный образ Спасителя, неизвестно. Существуют многочисленные списки этого святилища, выполненные на убрусе (светлом холсте), хрепии (керамика, изразцы) или на деревянной основе. На территории России наиболее известны:
- двустороннее изображение Новгорода, хранящееся в Третьяковской галерее, созданное в XII веке (один из первых экземпляров, написанный новгородскими художниками);
- икона ворот Спасской башни Московского Кремля;
- лик находится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга;
- копия, находящаяся в Воскресенском Тутаевском соборе.
Авторами несамодельных Спасских списков являются такие известные авторы, как Андрей Рублев, Симон Ушаков, создавшие картину на дереве в XVII веке. Икону с ликом Иисуса можно увидеть и в других странах. Списки святилищ хранятся в Государственном музее искусств Грузии, в Ватиканском соборе Святого Петра, на египетской горе Синай в монастыре Святой Екатерины.
Чудесное обретение образа в Свято-Борисо-Глебской обители
Чудо нерукотворного явления Спасителя в монастыре Сан-Борисо-Глеб произошло в 1997 году. Изначально древняя икона Спасителя принадлежала обыкновенной женщине. После Великой Отечественной войны изображение заметно потемнело, и в конце века его перенесли в монастырь. Нерукотворное преображение Спасителя произошло 20 июля во время Божественной литургии, когда икону осветила вспышка света. Обновленная иконка ароматизировалась пять дней. Создана епархиальная комиссия, которая подтвердила факт нерукотворного чудесного обновления иконы Спасителя.
Молитва иконе
Тропарь, поз.2
Мы преклоняемся перед самым чистым образом Твоим, Добро, прося прощения за наши грехи, Христос Бог, по воле плоти Тебе было угодно взойти на Крест и спастись даже созданным делом врага. Этим благодарным возгласом Ти: «Ты исполнил всю радость, Спаситель наш, пришедший спасти мир.
Молитва
О Господи Иисусе Христос, Боже наш! Вы старше человеческой природы, умыв лицо святой водой и протерев его мочалкой, чудесным образом изобразив его на той же подкладке, и принцу Эдессы Авгару вы были достаточно любезны, чтобы излечить его недуг. Вот и мы, твои грешные слуги, с нашими душевными и физическими недугами, с нашей одержимостью, твое лицо, о Господь, ищем и с Давидом в смирении наших душ, которые мы призываем: не отворачивайся от нас, твое лицо и отклоняйся от своего слуги в гневе, будят нас нашей помощью, не отвергают нас и не оставляют нас. О милостивый Господь, наш Спаситель! Представьте себя в наших душах, чтобы вы жили в святости и праведности, мы были вашими детьми и наследниками вашего царства, и поэтому для вас, наш милосердный Бог, вместе с вашим изначальным Отцом и Святым Духом мы не перестанем прославлять навсегда.
Аминь.
ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ ДЛЯ ТРАДИЦИЙ ИКОНОПИСАНИЯ И БОГОСЛОВИЯ
Чудесное появление нерукотворного образа Спасителя в VI веке стало большим толчком для иконописи. Он появился именно в период иконоборчества (тогда христиан даже убивали за поклонение иконам, сами иконы безжалостно уничтожали — поэтому так мало изображений дошло до нас с первых веков христианства), когда память о Учреждение традиции создания икон самим Христом стало важнейшей темой споров с еретиками. Икона — это окно в духовный мир, образ Прототипа (Христа, Богородицы, святых), через который мы чтим и обращаемся к Нему. Поэтому не совсем корректно говорить «Молитва Всевышнему» икона »или« Казанская Богоматерь »: молятся перед иконой и иконы Божией Матери называются, например: Казанская икона Божией Матери.
В первые века икона, помимо богословской, служила еще и «Библией для неграмотных» — книги могли купить далеко не все, много веков они были очень дорогими. Однако и по сей день многие изображения являются иллюстрациями к событиям из жизни Господа, Его святых или Богородицы.
Чудесным образом оставленный на ткани отпечаток Лика Христа напоминает о божественном начале иконописи. Образ Спасителя наставляет каждого православного христианина: нужно иметь личные отношения с Богом. Молитва, даже своими словами, общение с Богом в таинствах Православной Церкви изменяет вашу жизнь по учению Христа: это вот что приводит нас в Царство Небесное уже на земле. Никакие церемонии и ритуалы, особые слова молитв-заговоров не помогают. Чтобы жить со Христом в Царстве Небесном, необходимо знать Его здесь, в нашей жизни. Нерукотворный взгляд Спасителя призывает нас следовать за Ним, подражать Господу в мудрости, доброте, самоотречении: в этом смысл христианской жизни.
интересно, что нерукотворная икона Спасителя как первая христианская икона и как важнейшее выражение учения Христа является обязательной для учеников иконописцев. Во многих школах это первая самостоятельная работа учащихся.