- Житие митрополита Ионы Московского
- Богослужения
- В чем помогает святой
- В обстановке новых исторических реалий
- Угроза потери западной части митрополии
- Инок из Костромского края
- Самые известные чудеса
- Поддержка польского короля
- Кончина святителя и посмертные чудеса
- Иконография
- Тщетные труды Рязанского епископа
- Борьба за великокняжеский престол
- Почитание в православии
- Пророчество святителя Фотия
- Благоприятное стечение обстоятельств
- Митрополит Московский и всея Руси
- Великокняжеское послание
- Храмы
- Избрание митрополитом Московским и всея Руси
- Тексты молитв
- Тропарь
- Ин тропарь
- Тропарь святителям Московским
- Кондак
- Величание святителям Московским
- Молитва
- Молитва вторая
Житие митрополита Ионы Московского
Московский митрополит Святой Иона родился в христианской семье, где все чтили Господа и стремились проповедовать Благую Весть окружающим, поэтому мальчик усвоил живое учение с ранних лет. В разных исторических источниках место рождения указывается по-разному. По одной из версий, семья, в которой родился будущий священник, жила в небольшом поселке, который находился в Костромской земле недалеко от города Солигалич. Другие летописи указывают, что ребенок родился в городе Галич.
Отца Ионы Московского звали Феодор, он воспитывал сына в духе христианских добродетелей, с малых лет вселяя в него любовь к Господу. Когда мальчик был еще ребенком, он очень интересовался жизнью монахов, а также мечтал посвятить себя монашескому служению.
Когда будущему священнику было 12 лет, он принял решение, навсегда изменившее его дальнейшую жизнь. Он принял монашеский постриг в одном из монастырей Галицкой земли, его родители не препятствовали такому решению сына, так как видели, что он всем сердцем привязан к Господу, и благословили его на монашеский труд.
Через некоторое время молодой инок уехал в Москву и стал служить в Симоновом монастыре. Там под руководством опытных монахов он совершенствует избранное служение. В то время митрополитом Московским был святитель Фотий, однажды посетивший обитель, куда взошел Иона, чтобы благословить архимандрита и всех монахов обители.
Придя на кухню, где работал Иона, он заметил там молодого монаха, который заснул. Одна рука монаха была сложена таким образом, что казалось, он всех благословляет. Заметив такое положение и восприняв это как знамение от Господа, Фотий велел не будить спящего и предсказал, что этот инок станет святым земель Русских и многих приведет к христианской вере.
Это пророчество слуги Всевышнего сбылось: ведь благодаря проповедям митрополита Московского Ионы многие люди нашли путь к спасению и стали истинными последователями Христа. Через несколько лет после этого события по решению совета священников, а также по воле царя Иона был назначен епископом Муромского и Рязанского, где во время его служения многие отказались поклоняться языческим идолам и приняли истинную веру в Единого. Бог.
Когда митрополит Фотий ушел ко Господу, перед русским духовенством встал вопрос, кого выбрать вместо него для управления православными церквями и просвещения епископов. Князь Василий созвал на собор всех архимандритов, митрополитов и епископов, которые выдвинули кандидатуру Ионы, уже зарекомендовавшего себя умным и мудрым министром. По общему согласию епископ Рязанский Иона был избран митрополитом Московским и немедленно приступил к исполнению своей миссии.
Первым делом святитель отправился в Константинополь, взяв с собой рекомендательные письма князя к царю Византии и патриарху Иосифу, где выразил просьбу епископа об утверждении на должность митрополита. Однако незадолго до его приезда византийские жрецы уже рукоположили Исидора Фессалоникского из митрополии, который немедленно отправился в русские земли.
Когда Иона подошел к патриарху, он ответил, что больше не может изменить свое решение, и посоветовал епископу Рязанскому дождаться, пока сам Господь разрешит эту ситуацию. Смирившись с решением патриарха и императора, Иона вернулся на родину.
И названный Исидор сначала приехал в Киев, а через некоторое время посетил Москву. Пробыв там до осени, он решил отправиться во флорентийский собор, мотивированный тем, что хотел укрепить позиции православной веры. Однако, проведя три года на Западе, патриарх вернулся в Москву отступником от Восточной Церкви.
Узнав о случившемся, великий князь Василий созвал все русское духовенство на собор, чтобы вместе решить, как поступить с отступником. Изучив все, что было представлено в качестве доказательств, и убедившись, что митрополит внес постороннее учение, подрывающее основы православной веры, они решили отстранить его от руководства российской митрополией.
Тогда князь приказал отступнику поселиться в монастыре и не покидать его границ до тех пор, пока не придет ответ из Константинополя, куда он отправил письмо, раскрывающее всю ситуацию. Узнав об этом, Исидор тайно сбежал в Рим, где заручился поддержкой и защитой Папы.
В то время Григорий Мелисин уже был патриархом Византии, именно он посвятил Иону митрополиту Русскому, поэтому святитель стал первым правителем митрополии, избранным русскими священниками и благословленным византийскими патриархами. На этом посту Иона продолжил свой труд по укреплению православной веры и обращению грешников в христианство.
При жизни святитель совершал чудеса, свидетельства о которых вошли в древние летописи и сохранились до наших дней. Так, например, упоминается случай с тяжело больной дочерью великого князя, которая находилась на грани смерти, и никто из врачей не смог ей помочь. После того, как митрополит Иона совершил молитву над девушкой, болезнь сразу отступила, и дочь князя встала с постели.
Однако Лукавый вложил кощунственные слова в сердце человека и стал говорить везде, чтобы девочка выздоравливала самостоятельно, а не благодаря совершенной ей молитве. Иона предупредил его не хулить имя Господа, но он не успокаивался, поэтому святой сказал, что болезнь, мучившая дочь князя, перейдет к нему. Так и случилось, человек упал и умер в ужасных муках.
В 1451 году на Русские земли напали агарские атеисты, которые Господь допустил за грехи русского народа. Князь с бесчисленным войском неожиданно подошел к стенам Москвы и окружил ее со всех сторон. Затем блаженный митрополит собрал московское духовенство и совершил крестный ход по городу вдоль крепостных стен, плача и моля Вседержителя о милосердии и прощении грехов.
И случилось чудо, в день праздника низложения ризы Пресвятой Богородицы произошло великое смятение в войске татар, со страхом и ужасом они бежали от стен осажденного города, как будто ими руководила неизвестная сила. В честь этого митрополит Иона приказал заложить в своем дворе храм, посвященный Ризе Пресвятой Девы Марии.
Свои земные дни блаженный митрополит завершил в преклонном возрасте, совершив много добрых дел и обратив в христианство большое количество язычников. На ноге образовалась язва, но, ослабев физически, он оставался духовно сильным и продолжал посещать церковные службы до самой смерти. Перед тем, как пойти к Господу, Иона позвал князя и всю его семью и благословил их. А затем с молитвой на устах он отправился в райские обители. Произошло это в 1461 году. Впоследствии великий князь тоже прожил недолго, и на престол взошел его сын, великий князь Иоанн Васильевич.
От мощей святого Ионы произошло множество исцелений и чудес. Все пришедшие с верой и искренне молившиеся митрополиту получили то, о чем просили, за что прославили Господа.
Богослужения
Minea. 5 октября. Московский собор Святых Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, чудотворцев со всей России
Minea. 31 марта. Митрополит Святой Иона, волшебник Московский и всея Руси
Minea. 27 мая. Перенос мощей троек святых московских Киприана, Фотия и Ионы, а с ними святителя Филиппа Первагинского, митрополитов всея Руси
Minea. 15 июня. Как святые отца нашего Ионы, митрополита Московского и всея Руси
В чем помогает святой
Они обращаются к блаженному митрополиту Московскому Ионе, чтобы исцелить от тяжелых болезней, укрепить веру и освободиться от дьявольских соблазнов. Также молятся святому, когда Родине угрожает нападение вражеских войск.
В обстановке новых исторических реалий
важно отметить, что автокефалию не провозглашал митрополит Иона. К тому же князь Василий II, очень искусный дипломат, вел дела так, что Константинополь не сомневался в своем намерении возродить древнюю традицию избрания митрополитов, угодных своему патриарху. Все это помогло избежать ненужных сложностей на тот момент.
Когда в 1453 году византийская столица была захвачена войсками турецкого султана Мехмеда Завоевателя, новый Константинопольский патриарх Геннадий II, избранный с его разрешения, был вынужден умерить свои притязания на духовное лидерство, и автокефалия не была провозглашена. Русская Церковь была основана самим ходом исторических событий. Он получил свое юридическое подтверждение в 1459 году, когда очередной церковный собор постановил, что для избрания первосвященника требуется только согласие московского князя.
Угроза потери западной части митрополии
Однако вернемся к тому дню, когда митрополит Иона был избран главой Русской Православной Церкви (1448 г.). Несмотря на всю историческую возможность случившегося, положение новоизбранного примаса было очень тяжелым. Проблема заключалась в том, что в работе церковного совета принимали участие только епископы, представляющие северо-восточные регионы России, а представители Литовской православной церкви не были приглашены, так как большинство из них поддерживало Флорентийскую унию.
Сложившаяся в этой связи ситуация могла иметь очень негативные последствия, так как спровоцировала возникновение сепаратистских настроений на западе мегаполиса. Опасения, что православное население Литвы, оскорбленное презрением к собственному епископату, захочет вырваться из Москвы и полностью подчиниться власти римского понтифика, были полностью оправданы. В таком случае тайные и явные враги новоизбранного митрополита Московского и всея Руси Ионы вполне могли обвинить его в случившемся.
Инок из Костромского края
Учитывая роль митрополита Ионы в истории Русской Церкви, необходимо еще немного остановиться на его личности. Будущий епископ родился в селе Однушево, недалеко от Костромы. Точная дата не установлена, но известно, что он родился в последнем десятилетии 14 века. У нас нет даже имени, данного ему при рождении его матерью и отцом, землевладельцем Федором.
Однако точно известно, что будущий митрополит Иона с раннего детства испытывал желание служить Богу и в 12 лет принял монашеский постриг в небольшом монастыре недалеко от города Галич. Прожив там несколько лет, он переехал в Симонов монастырь в Москве, где исполняет послушание пекаря.
Самые известные чудеса
Святой объединил в себе все евангельские добродетели, за что получил от Господа дар пророчества и исцеления. По молитвам нынешнего митрополита излечились неизлечимые больные и другие необъяснимые явления.
Святой Иона, митрополит Московский, помог избавиться от упорной болезни дочери великой княгини, которая уже находилась на грани смерти. Праведники не возлагали рук, они не давали никаких лекарств. Когда он исцелял людей, он полагался только на поддержку Творца и силу молитвы.
Те, кто не верил в божественную помощь, подвергались суровому наказанию. Согласно легенде, однажды человек усомнился в чудесных исцелениях и начал проклинать Святого Духа. Этот человек пытался доказать, что болезни исцеленных проходят сами по себе, без какого-либо влияния сверху. Иона смиренно просил его не сомневаться и доверять Господу, но человек продолжал насмехаться. Этим он вызвал праведный гнев митрополита, который воскликнул: «Да остынет язык твой лукавый. Ты умрешь на месте больного ». После этих слов наглый сразу потерял дар речи, упал на землю и умер.
Есть история о том, как чудо спасло Москву от разрушения и уберегло ее жителей от неминуемой гибели. В 1451 году татарские племена вторглись в Россию и осадили столицу. Чтобы спасти свой народ, Иона с другими священниками совершил крестное шествие и попросил у Бога избавления от победителей. Старец был уверен, что вскоре сама Богородица явит свою небесную помощь. Так и случилось: когда наступил праздник Покрова Пресвятой Богородицы, татары покинули Москву, преследуемые невидимой силой.
Обладая пророческим даром, Иона увидел: в будущем Русской Церкви должны быть пережиты трагические события. Праведник часто говорил об этом всем, кто приходил к нему для духовных бесед, подразумевая преследование православной веры и ее поборников в ХХ веке.
Поддержка польского короля
По этой причине, а возможно, и по каким-то политическим соображениям, в Кракове решили поддержать митрополита Иону и институт автокефалии Русской Церкви. В 1451 году Казимир IV издал личную грамоту, в которой официально признал законность решений Московского Церковного Собора 1448 года, а также подтвердил права новоизбранного Предстоятеля на все постройки храма и другое имущество Русской Православной Церкви расположен на территории Польского государства.
Кончина святителя и посмертные чудеса
В преклонном возрасте серьезно заболел Иона Московский. Он страдал от язвы на ноге, которая начала увеличиваться и ослаблять все его тело. Несмотря на болезнь, митрополит не растерялся, продолжал посещать церковь и участвовать во всех службах.
Готовясь к неминуемой смерти, Иона благословил правящего московского князя, его потомков и весь русский народ. Поклонник Бога покинул этот мир с молитвой на устах 31 марта 1461 года. Тело праведника было похоронено с почестями, соответствующими его достоинству. Останки захоронены в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы перед ранее погребенными митрополитами Киприаном и Фотием.
Весной 1472 года на территории храма велись строительные работы. Во время благоустройства здания мощи Ионы были найдены нетленными. Вместе с ними были обнаружены нетронутые останки других митрополитов: Фотия, Феогноста, Киприана.
После открытия мощей святого Ионы в соборе состоялась панихида. Участвовали многие православные христиане, в том числе семилетний Симеон. Он был сыном местного священника и с рождения тяжело болел.
Во время службы к святыне митрополита произошло необычное событие, свидетелями которого стали все присутствующие. Парализованный Симеон молился у открытого ковчега с мощами, когда вдруг почувствовал необычную силу в ногах. Вскоре он смог вставать и ходить один. За произошедшее исцеление его отец и другие люди стали прославлять Бога и святого Иону.
Сохранились сведения о других чудесах, произошедших через несколько столетий после смерти митрополита Московского. Когда во время войны с Наполеоном французы вошли в столицу и начали грабить церкви, они не осмелились прикоснуться к серебряной эдикюле святого, а вместе с ним и к подсвечнику. Причиной этого стало появление Ионы, чья рука была поднята грозным жестом.
Учреждение местного культа тауматурга восходит к 16 веку. В этот же период Пахомий Сербский создал службу для церковного прославления поклоняющегося Богу. В 1547 году при митрополите Макарии праведники были официально канонизированы.
Иконография
На иконах святой изображен в парадном облачении митрополита, в котором он совершал богослужения в храме. В одной руке святой держит Священное Писание, а в другой благословляет всех верующих.
Тщетные труды Рязанского епископа
Чтобы закрепиться на княжеском престоле, Шемяке требовалась поддержка духовенства, и поэтому он планировал назначить епископа Рязанского Ионы митрополитом Московским. Этот выбор отнюдь не был следствием его личных симпатий, а результатом тонкого расчета. Дело в том, что епископ Иона ранее дважды пытался возглавить Русскую Церковь, но оба раза безуспешно.
В 1431 г., когда умер митрополит Фотий, он претендовал на его место, но Константинопольский патриарх, лично возведший его в митрополичий сан, отдал предпочтение епископу Смоленскому Герасиму. Спустя 4 года, когда в связи с его смертью пост главы Русской Церкви снова стал вакантным, Иона побежал в Константинополь за патриархальным благословением, но опоздал. Его настиг сам митрополит Исидоро, который, подписав Флорентийскую унию, подло предал интересы православной церкви.
Борьба за великокняжеский престол
После ареста и дальнейшего бегства пост главы российского мегаполиса остался вакантным из-за череды политических и военных потрясений, обрушившихся на государство. В 1445 году русские земли были захвачены внутренней войной за престол великого князя, разразившейся между Василием II и Дмитрием Шемякой, чем не преминул воспользоваться хан Улуг-Мухаммад. Орды татар вторглись в Московское княжество, и после разгрома русского дружины в битве под Суздалем сам князь попал в плен. В результате престол великого князя стал легкой добычей для его соперника.
Почитание в православии
В православной традиции есть несколько дат, когда поминают митрополита и прославляют его духовное начинание. За исключением 13 апреля, это:
- Владимирский собор — 6 июля;
- Липецкий собор святых — 23 сентября;
- Московский Свято-Собор — 18 октября;
- Костромской собор — 5 февраля
Пророчество святителя Фотия
Этот период его жизни включает описанный в его жизни эпизод, составленный вскоре после канонизации покойного митрополита Ионы в 1461 году. Московский предстоятель Фотий (впоследствии также обретший венец святости) посетил Симонов монастырь и, заглянув в монастырь в пекарне, он увидел монаха Ионы, который спал от сильной усталости.
Дело, в общем, повседневное, но первосвященник удивился, что во сне молодой монах держал свою правую руку (правую руку) в жесте благословения. Взглянув внутренним взором на грядущие события, митрополит обратился к сопровождавшим его монахам и публично заявил, что Господь подготовил юношу к тому, чтобы он стал великим святым и предстоятелем Русской Церкви.
Сегодня трудно говорить о том, как развивалось его служение и продолжался процесс духовного роста, поскольку сведения о его дальнейшей жизни относятся к 1431 году, когда преподобный, так привлекший внимание святителя Фотия, был назначен епископом Рязанским и Муром. Таким образом, данное ему предсказание начало сбываться.
Благоприятное стечение обстоятельств
К счастью, политическая ситуация вскоре сложилась так, что возможность такого негативного сценария была исключена. Во-первых, митрополит Иона высмеял тот факт, что попытки бежавшего в Литву митрополита Исидора вывести западные епархии из-под контроля Московской митрополии и убедить их население принять унию окончились неудачей. В этом ему помешал польский король Казимир IV, который, по совпадению, именно в этот период разорвал отношения с папой Евгением I.
Когда он умер в 1447 году, папа Николай V стал главой католической церкви, и король Казимир IV восстановил отношения с Римом. Однако и на этой остановке беглецу Исидору не удалось осуществить свои коварные планы, так как идея унии нашла ожесточенных противников в лице польского духовенства.
Митрополит Московский и всея Руси
Когда Исидор после принятия унии был низложен, Иона был посвящен в сан митрополита Московского 15 декабря (1448 г.) советом русских святых в Москве 2. Впервые митрополит Климент назначил митрополита Московского собором русских епископов.
Нарушив таким образом, с их точки зрения, права патриарха, русские были очень обеспокоены ожиданием каких-то неприятных осложнений и последствий своего поступка. Среди самих русских была партия, не признавшая законность назначения митрополита Ионы.
известно, что преподобный Пафнутий Боровский, соблазнившийся назначением митрополита Ионы, не позволил в своем монастыре называть его митрополитом и выполнять его указы. Вызванный по этому поводу в Москву, он объяснил митрополиту «неуместным и неподходящим образом, как будто это легко и одинаково подходит для властных глаголов»,
для которого Met. Иона ударил его своим жезлом и заковал его в темницу, чтобы он покаялся. Даже некий боярин Василий Кутуз, не признавший архипастырской власти святителя Ионы, не захотел принять его благословения.
Русские с нетерпением ждали, как власти Константинополя отреагируют на назначение митрополита Ионы, который даже не потрудился сообщить им об этом факте. Однако обстоятельства были настолько благоприятными для русских, что Константинополь был вынужден без возражений молча признать правильность назначения митрополита Ионы. Последний был установлен в конце 1448 г и в начале 1449 г в Константинополе на месте умершего организатора флорентийской унии императора Джованни Палеолого, его брат Константин XI, объявивший себя сторонником православия, вступил на престол. Православный император, конечно, не мог подвергать сомнению и обвинять русских в том, что они назначили себя митрополитом независимо от униатского патриарха. Поэтому, когда Константин формально восстановил Православие в 1451 году, изгнав патриарха Григория Мамму, великий князь Московский Василий Васильевич в июле 1452 года подготовил для отправки императору рапорт, обосновывая самостоятельное назначение митрополита Ионы и предлагая восстановить гармонию и союз с Константинопольской церковью. Поздравив императора со вступлением на престол предков «в подтверждение всего православного христианства греческих держав и владений земли русской», великий князь излагает ему по порядку все дело митрополитов Исидора и Иона. Здесь интересна деталь, как бы цитируемая по ходу дела, что, конечно, считалось аргументом в пользу назначения митрополита Ионы внутри страны. По заверению великого князя, Патриарх благословил Иону стать митрополитом во время его первой поездки в Константинополь, когда Исидор был назначен в Россию до него. Тогда патриарх сказал бы Ионе: «Что делать? у вас не было времени прийти к нам, но мы поместили другого в эту святейшую метрополию, и мы не можем изменить то, что мы сделали; Исидор уже числится российским митрополитом. Ты, Иона, иди к своему столу в епископстве Рязанской, а что устроит волю Божию на Исидоре — умрет он или нет, что с ним случится, то ты будешь после него митрополитом в России».
После разоблачения истории Мет. Великий князь Исидора рассказывает о своих долгосрочных заботах и страстном желании легально установить престол русской метрополии с ведома и согласия Константинополя. Но осознать их мешали различные серьезные препятствия; во-первых, «в божественных (греческих) силах в церкви Божьей был гнев (то есть союз)»; во-вторых, разбойникам и разбойникам путь в Константинополь был чрезвычайно труден; в-третьих, российское правительство слишком беспокоили политические беды: нашествие агарианцев и внутренняя война с князем Дмитрием Шемякой. Ввиду всех этих причин, пишет князь,
«Повзрослев в божественных и священных правилах СС. Апостоло и СС. Отец-носитель Бога, нужда во благе найденных, не мучительная, но повелевающая епископам назначить великого святого, митрополита. И по воле Божией, благодати Святого Духа, и по божественному и священному правилу, собрав землю святых и князей, и поставив того блаженного отца Иону, епископа Рязанского, из святых святых наши отцы, русские правители, Святейшему Русскому митрополиту, в Киеве и всея Руси как митрополиты. И мы просим святого царства, но не рассказываем нам об этом, потому что это нагло со стороны создателя — не отрицая вашего великого владычества; но это делается из большой нужды, а не из тщеславия или наглости. А вам самому жалко, по нашему древнему православному верному православию — будем до конца века. И наша Русская Церковь — от святой Церкви Премудрости Божией, Цариградского Собора Святой Софии, просит и ищет благословения, во всем по древнему благочестию ей подчиняется, и что отец наш, митрополит Киевский и всея Руси, митрополит Иона, после чего всячески требует от отол и благ и союзов, развитие только что появившихся текущих откровений».
В заключение великий князь просит императора выразить свое благословение митрополиту Ионе и оговаривается, что он напишет об этом патриарху, но он не знает, есть ли он в Константинополе.
Из вышеупомянутого послания видно, что русские, когда митр. Иона были самыми скромными революционерами, то есть на этот раз, учитывая униатизм Патриарха, его доказанное право посвящать русских митрополитов, они еще не созрели решимости воспользоваться этой возможностью, чтобы покорить раз и навсегда автокефалия.
Вышеупомянутое сообщение было написано, но не было отправлено по назначению. Император Константин XI, под давлением осаждавшего Константинополь султана Мухаммеда II, в отчаянии бросился обратно в объятия унии и в том же 1452 году начал переговоры с папой. Узнав об этом, великий князь Московский не счел нужным посылать ему заранее подготовленный акт, и вопрос взаимоотношений между Русской и Греческой церквями снова оставался для некоторых непонятным, хотя и на короткое время. 29 мая 1453 г. Константинополь был взят турками. Хотя православные патриархи позже были восстановлены там снова, они оказались в ситуации зависимости, с которой русский народ никак не мог мириться. Поэтому падение Константинополя послужило большим толчком к установлению их реальной независимости от патриархов.
Великокняжеское послание
Исидор по-прежнему пытался как мог заинтриговать и даже обратился к киевскому князю Александру за военной помощью, но его уже никто всерьез не воспринимал. Для митрополита Ионы было гораздо важнее получить признание со стороны Константинополя, так как от этого во многом зависело отношение к нему всего православного мира. Инициативу решения этой проблемы взял на себя великий князь Московский Василий II.
В 1452 году он отправил письмо византийскому императору Константину XI, в котором подробно изложил причины, побудившие русских епископов избрать митрополита в обход господствовавшей тогда традиции. В частности, он писал, что «не наглость» заставила их упустить из виду благословение Константинопольского Патриарха, а только чрезвычайные обстоятельства, сложившиеся в то время. В заключение Василий II выразил желание и дальше поддерживать тесное евхаристическое (литургическое) общение с Византийской Церковью для торжества Православия.
Храмы
Список храмов с праздником святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси.
Список храмов с престольным праздником святых Петра, Алексия, Филиппа, Ионы, тауматургов Москвы.
Избрание митрополитом Московским и всея Руси
В 1431 году Сан-Фосио умер. Несколько лет спустя его преемником был избран Иона, обладавший редким христианским смирением. В те дни новоизбранный митрополит должен был отправиться в Константинополь для принятия хиротонии, и Иона отправился в долгое путешествие. За это время стало ясно, что на Российскую митрополию претендует другой человек, болгарин по имени Исидор. Совет русского духовенства отклонил кандидатуру иностранца, после чего Исидор бежал в Рим.
Несмотря на то, что Иона не получил благословения в Константинополе, он был утвержден во Всероссийскую митрополию. Эти события положили начало автокефалии Русской Церкви. В 1459 году был установлен новый порядок избрания митрополичьих первосвященников, который предусматривал утверждение Собора русских епископов и согласие нынешнего князя Московского.
В декабре 1448 года Иона приступил к своим обязанностям. Он всячески способствовал развитию православной веры на своей Родине и заботился о чистоте обычаев среди русского народа. Митрополит поддерживал хорошие отношения с великим князем Василием Васильевичем, давал ему мудрые советы и старался укрепить власть Москвы над другими русскими княжествами. При активном содействии Ионы митрополит Алексий, а также наиболее довольный Богом Сергием Радонежским были канонизированы русскими святыми.
Тексты молитв
Есть несколько молитвенных текстов, с которыми принято обращаться к митрополиту Ионе.
Тропарь
Иго Господа восприимчиво измлада, и / Того по стопам безвозвратного желания следовать за вами, и / освященнаго подвигом завоеваний, / святительства паствы, Принять и чудеса даров Божиих приятны, / вера, которая приходит в руку от мощей ваших / подаеши разные недуги неоскудно излечил, / Отче наш Ионо, святому Христову, // молись Христу Богу даровать нам благодать милосердия.
Перевод: С детства, приняв иго Господа (Матфея 11:30) и бесповоротно стремясь следовать Его пути, вы завершили дело служения, приняли стадо как епископ и получили дар чудес от Бога. Всем тем Которые с верой приходят к раку с мощами твоими, дают неиссякаемое исцеление от различных болезней, отец наш Иона, святой Христов, молись Христу Богу, чтобы ниспослал нам великую милость.
Ин тропарь
С юности я положил все Господеви себе, / в молитвах и трудах, и в постели, будучи добродушным, / перед Богом по вашей доброй воле / епископ Божественной воли , и воля справедливости и неосторожно соблюдается, / Иоанн святому: / молись Христу Богу, // души наши спаси.
Перевод: С юных лет, полностью посвятив себя Господу, в своих молитвах, трудах и посте вы были примером добродетели, поэтому Бог, видя ваше доброе намерение, сделал вас епископом и пастором своей Церкви. Потому и после смерти твое чтимое тело, целое и нетленное, сохраняется, святой Иона, молись Христу Богу спасти наши души.
В тропарь святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси, п.3
Божественной благодатью, просветлённой / и смертью явив яркость твоей жизни, / источая мир и благоухание / текущей к кульминации твоих молитв, / и москвичей, настаивающих на благодати Божией, милосердие.
Перевод: Божественной благодатью, просветлённый и после смерти, явив господство своей жизни, ты источаешь благоухающую мирру, которая достигает рака твоими мощами и ведёт московский народ в свете благоразумия, Иона, отец наш, молись Христу Богу чтобы даровать нам великую милость.
Тропарь святителям Московским
Богородица Русская, / истинное сохранение апостольских традиций, / столпы непоколебимости, Православие Императрицы, / Петр, Алексий, Иоино, Филипп и Гермоген, / Господь / Мир всех душ
Перевод: Русские архиереи, истинные хранители апостольских традиций, незыблемых столпов, наставники Православия Петр, Алексий, Иона, Филипп и Гермоген молятся Господу всего мира о даче мира Вселенной и великой милости душам нашим.
Кондак
Духом духом завершили чтимую жизнь / и принимаем святость стада, / ради тела и вашего тела хранится нетленный Христос Владыка, / и чудовище Петр сделал наследие Христа и так Вы / ваши целительные силы / благоухали, как фимиам кадильницы, / и давали исцеление слабым, приходящим с верой, // Святому Иоанну, постоянно молитесь Христу Богу за всех нас.
Перевод: Духовным устремлением вы вели постный образ жизни и приняли стадо епископом, благодаря чистоте тела Господь Христос сохранил ваше тело нетленным и сделал вас наследником чудотворца Петра, вы последовали его образу, и Христос дал вам Своей пастве в качестве учителя. Где покоятся твои исцеляющие реликвии, они пахнут благовонной кадильницей и исцеляют больных, приходящих с верой, святой Иона, неустанно молись Христу Богу за всех нас.
Величание святителям Московским
Мы возвеличиваем вас, / святилище Христа / Петру, Алексию, I, Филиппу и Гермогену, / и чтим вашу святую память: / вы молитесь за нас // Христос — наш Бог.
Молитва
О, все хвалят святого Христа и чудотворца Иоанна! Примите эту небольшую молитву от нас, грешников, которые прибежали к вам, и с вашим теплым представлением мы молились Господу и нашему Богу, Иисусу Христу, потому что да, посмотрев на нас, милосердно, Он дает нам самое милосердное и простое и более безжалостные и беспощадные, боли, невзгоды и болезни души и тела, которые поддерживали нас; земля дает плодородие и все, что также полезно для нашей теперешней жизни; Даруй нам конец этой временной жизни в покаянии и даруй нам грешников и недостойных Его Целестиального Царства, со всеми святыми, чтобы прославлять Его бесконечную милость, с Богородицей и Его Отцом Божиим, Аминь.
Молитва вторая
О, благороднейшие и священные главы и благодать Святого Духа наполнились, Спасово обителью Отца великого иерарха греет заступника нашего, в С. Анионе, быть у Царского Престола и наслаждаться светом Единосущный. Троица и Херувимский Гимн ангелов, провозглашающих песнь о Трисвящении, великий сам неизведанное дерзновение, которое имеет милосердный Владыце, моль спасется стадо Христово людем, благоденствие святых церквей укрепляется, величие епископов святительства украсить монаштвуюсь Преимущество потока добраго укрепило имперский город и все замки страны, доброе спасение и святая вера Непорочная, продолжайте умолять весь мир предгосударством вашей смерти от славы и уст хижины, и от нападения чужеземцев сохранить, старые утешения, юная настойчивость, глупые мудрецы, помилуй вдов, ходатайствующих сирот, детей, которые вырастают, заключают в тюрьмы и возвращаются повсюду Освободи себя от всех бед и неприятностей на своем пути, аминь.