Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский — сайт «Глобус Санкт-Петербургской митрополии»

Даты празднования

10 мая Экзамен 28 декабря День отдыха 24 июля Обретение мощей 11 июля Собор Святых Санкт-Петербурга (Проходящий праздник. Дата празднования указана в 2021 году) 7 февраля Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (Государственный праздник. Дата празднования указана в 2021 году. Подробнее Архиерейский Собор 2013 года постановил учредить празднование Собора новомучеников и исповедников Русской Церкви:

  • 25 января (по старому стилю), если эта дата совпадает с воскресеньем;
  • воскресенье, предшествующее этой дате, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни с понедельника по среду
  • воскресенье, следующее за этой датой, если 25 января (по старому стилю) выпадает с четверга на субботу.

10 мая 1999 года в Сретенском монастыре в Москве во время Божественной литургии совершилось прославление архиепископа Илариона (Троицкого), современника и сподвижника Святителя Тихона, патриарха всея Руси, перед местно-почитаемыми святыми.

Священномученик Иларион занимает особое место в истории Русской Православной Церкви ХХ века. Его жизненный путь во многом был типичным для русского духовенства. Родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье сельского священника. Окончил Духовное училище, Московскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию. За скудными строчками биографии трудно увидеть, как духовно созревала душа будущего подвижника. Однако именно тогда Иоанн Троицкий избрал путь пастырского служения Церкви Христовой, решив принять монашество. 28 марта 1913 года в Зосимовской пустыни Троице-Сергиевой лавры был пострижен с именем Иларион в честь подвижника VIII века, преподобного Илариона Нового, игумена Пелекитского. 2 июня того же года святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, совершил свое священническое хиротонирование. В том же году архимандрит Иларион (Троицкий) стал экстраординарным профессором Московской Духовной академии по кафедре Священного Писания Нового Завета.

Непродолжительный период научной деятельности начинается в тесном сотрудничестве с профессорами Академии, среди которых особенно выделялись русские богословы тех лет. Талантливый проповедник, автор многих церковных научных и публицистических работ, оказавших значительное влияние на развитие русской богословской мысли, отец Иларион в то же время обладал настоящим талантом к руководству.

В марте 1917 года он был назначен ректором Московской духовной академии, затем принимал активное участие в подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1917-1918 годах. Ректор Академии энергично и решительно высказался в поддержку восстановления Патриархата в России и после избрания митрополита Московского и Коломенского Тихона на престол предстоятелей стал его ближайшим помощником.

Активная последовательная позиция архимандрита Илариона, остававшегося твердо верным Православию, его неустанные усилия на церковном поприще в тяжелых условиях послереволюционных лет привлекли внимание иерархии: он был призван на архипастырское служение.

12 мая 1920 г рукоположен в сан епископа Верейского, викария Московской епархии. В 1920-е годы владыка Иларион внес значительный вклад в борьбу с обновлением. Он разработал обряд покаяния для обновленцев; при его личном участии многие московские приходы, отклонившиеся от раскола, вернулись в лоно Церкви.

«Старшее поколение верующих москвичей еще помнит Владыку: его чисто русскую внешность, героическую фигуру, глубокое человеческое обаяние, скромный и в то же время веселый нрав, его пылкое пастырское рвение, близость к пастве, особенно к тем же добродетелям восстановил против него Советскую власть ». Постановлением Чрезвычайного собрания при колледже ОГПУ от 20 декабря 1923 года он был приговорен к трем годам лишения свободы.

1 января 1924 года епископ Иларион прибыл на перевалочный пункт на острове Попова близ Кеми и в июне был отправлен в Соловецкий лагерь».

В нечеловеческих условиях ГУЛАГа архиепископ Иларион стойко и достойно шел крестным путем, вызывая невольное уважение даже со стороны своих палачей. Вот как пишет о нем другой соловецкий узник тех лет, писатель Борис Ширяев в своей книге «Вечный светильник»: «С первого дня жизни на Соловецком имя Владыки окутано легендой силы и славы.. воплощением духовной силы Церкви, ее несокрушимой твердыней и наиболее подходящим объектом для этого воплощения был владыка Иларион. Его огромная внутренняя сила проявилась с первых дней после приезда на принудительные работы. Он не был старшим из заключенных епископов, но сразу получил признание высокого, если не главного, авторитета среди них. Среди верующих-мирян этот его авторитет достиг еще больших высот… Сами надзиратели не могли устоять перед мощью, исходящей от всегда спокойного и молчаливого владыки Илариона: в разговоре с ним никогда не допускались нецензурные шутки, столь распространенные на Соловках, где только охранники, но и большинство преступников считали необходимым как-то подшучивать над «опиумом», то со злым умыслом, то с грубым добродушием. Часто охранники небрежно называли его Господом. Обычно — официальный термин «заключенный». По прозвищу «опиум» священник или товарищ — никогда никому.

Владыка Иларион всегда избирался в составе делегации к главе острова Эйхмансу, когда нужно было совершить что-то сложное, и он всегда добивался своей цели. Именно ему удалось сконцентрировать духовенство в 6-й роте (особая рота узников СЛОНА, состоявшая из духовенства, которым была доверена работа на кухнях и складах еды), добиться для него ослабления сил режима, о переводе большей части духовенства всех рангов на работу по дому, где они проявили свою высокую честность. Он также защищал волосы и бороду священников во время общей стрижки во время эпидемии тифа. В этой стрижке не было необходимости — духовенство жило чисто. Брить старых священников означало подвергнуть их новым насмешкам и оскорблениям.

Готовя других — и духовенство, и мирян — к более легкой работе, владыка Иларион не только не искал себе должностей, но и неоднократно отказывался от предложений Эйхманса, который видел и ценил его большие организаторские способности. Он предпочитал быть простым рыбаком…

Летом 1925 года архиепископа Илариона временно перевели с Соловков в политический изолятор Ярославля: советское правительство решило убедить авторитетного и любимого епископа поддержать возникший в те годы новый григорианский раскол. Попытка «завербовать» владыку закончилась неудачно: архипастыря вернули на Соловки, а в ноябре 1926 года приговорили к новому трехлетнему сроку. Тяжелый и мучительный путь владыки Илариона закончился в Ленинградской пересыльной тюрьме: 15/28 декабря 1929 года он умер от брюшного тифа. Митрополит Серафим (Чичагов), занимавший тогда ленинградскую ставку, добился разрешения перевезти тело для захоронения. Отпевание владыки Илариона состоялось в Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга, на кладбище которого он впоследствии был похоронен.

Несмотря на долгие десятилетия царствования богоборческой власти, православный народ помнил пламенного архипастыря, почтил его имя, свято сохранив память мученика за веру Христову.

Богословские сочинения

Иларион Троицкий оставил после себя большое количество литературных произведений, среди которых наиболее известны:

  • «Письма о Западе»;
  • Воплощение и смирение»;
  • «Священное Писание, Церковь и наука»;
  • «Покаяние в Церкви и покаяние в католицизме»;
  • «Вифлеем и Голгофа»;
  • «Нет христианства без церкви».

Творчество Владыки исполнено «высокой мудрости», гармонично сочетающейся с «простотой». В своих произведениях он неизменно утверждает идею о необходимости бороться с ересью, противостоять западным тенденциям и защищать русские православные традиции. Это также неустанно напоминает нам, что для христиан нет спасения без церкви. Иларион считал его своего рода «организмом, мистическим телом, члены которого объединены общей блаженной жизнью и Любовью».значок

«Христианства нет без Церкви»

Владимир Алексеевич Троицкий — преподаватель Московской духовной академии. Фото pravoslavie.ru

Святой Иларион, несомненно, является одним из важнейших богословов Русской Церкви ХХ века. Его научные и публицистические труды были известны и читались по всей России еще до революции.

Со времен учебы в Духовной академии экклезиология была сферой научных интересов святителя. В Перу владыки около 90 опубликованных работ, в том числе его дипломная работа «Очерки истории догматов церкви» (1912 г.), статьи «Гностицизм и Церковь в отношении Нового Завета» (1911 г.), «Христианство и Церковь. »(1911; последнее издание:« Христианство без церкви »),« Новозаветное учение о церкви »(1912),« Воплощение »(1912),« Воплощение и смирение »(1913),« Священное Писание и Церковь. «(1914), Воплощение и Церковь (1914), Краеугольный камень Церкви (1914), Единство идеала Христа (1915), Богословие и свобода Церкви (1915), Вифлеем и Голгофа (1916) , так далее. Несколько произведений, посвященных святому. Священное Писание: Ветхозаветные школы пророчества (1908 г.), Ветхозаветные принципы священства и пророчества (1909 г.), Новый Завет в апостольские времена (1916 г.), Новый Завет во втором веке (1916 г).

По поводу своей кандидатской диссертации рецензент МДА С. Глаголев сказал: «Такие книги, как книга Троицкого, нечасто появляются в России. Их аспект — праздник богословской науки ». Это удивительно: присущий святому Илариону дух радости и бодрости косвенно присутствует и в его богословских текстах.

«На земле есть носители торжествующего христианства, всегда радостные, всегда с пасхальными песнопениями на устах, и лицо их, как лик ангела», — писал владыка Иларион инока Серафима Саровского. Эти слова вполне можно применить к самому святому Илариону.

Сант’Иларионе считал бессмысленными утверждения некоторых современников о «безжизненности» в церкви, о необходимости ее «возрождения». Он был твердо убежден в том, что жизнь в Церкви не может остановиться или увядать, ее могут игнорировать только люди со слабой верой, люди без церкви. Потому что жизнь Святого Духа в Церкви недоступна духовному человеку, особенно плотскому (см. «Нет христианства без Церкви»).

Многие слова Сант’Иларионе, написанные почти столетие назад, кажутся обращенными к сегодняшнему дню. Поэтому владыка настаивал на том, чтобы говорить не об отсутствии жизни в Церкви, а об отсутствии церковной идентичности у современных христиан. «В сознании многих наших современников почтение к христианству и презрение к церкви как-то сосуществуют»; «Христиане, по крайней мере, не стесняются называть себя почти всеми, но они не хотят слышать о Церкви и стыдятся каким-либо образом раскрывать свою церковность» (ср. Там же).

Иларион видел, почему большинство россиян до сих пор называют себя христианами по исторической инерции — сохранившемуся высокому авторитету христианства, против которого открыто выступают «лишь немногие… самые« продвинутые »… ренегаты».

Он категорически отвергал возможность так называемого «внеконфессионального» христианства. «Теперь они яростно нападают на Церковь и отрицают саму идею Церкви, лицемерно прикрываясь шумными и стереотипно красивыми и скучными фразами о« личной свободе », об« индивидуальном преломлении »христианства, о религии свободы и духа. » В эпоху, когда Церковь «дает жизнь и исполнение христианскому учению», пишет святой Иларион, а без Церкви христианство — только одно из учений, не более (см. «Христианства без Церкви нет»).

Духовная деятельность в годы революции

Полностью понимая, что после революции ситуация в стране неблагоприятна для представителей Русской Церкви, Иларион продолжал заниматься духовной деятельностью. В эти тяжелые годы он участвовал в движении за возрождение патриархата и в 1917-1918 годах был делегирован на Поместный Собор, на котором сделал подробный отчет о высшем церковном управлении. Он также стал секретарем Патриарха Тихона, продолжал читать лекции в Московской духовной академии и участвовал в публичных диспутах с атеистами.

Активная духовная деятельность Илариона Троицкого вызвала сильное недовольство среди представителей советской власти. В связи с этим неизбежно началось преследование священника, которое в конечном итоге привело к его гибели.

В 1919 году Иларион пробыл в Бутырской тюрьме 3 месяца, в 1922 году был сослан в Архангельск, откуда вернулся через 12 месяцев. В этот период Патриарх Московский и всея Руси Тихон провозгласил его архиепископом Верейским. В 1920 году Иларион получил должность настоятеля Сретенского монастыря. В том же году он заболел сыпным тифом с сердечными осложнениями, о чем в дальнейшем постоянно напоминал себе.

«За исцеления надо бы дать больше!»

Всегда открытый, доброжелательный, уверенный — владыка расположился в лагере таким образом, что заслужил уважение не только соседей по бараку, но и охранников. Общее пренебрежительное отношение сотрудников лагеря к «опиуму» его практически не беспокоило.

Архиепископ Иларион (Троицкий), узник Соловецкого особого лагеря. Фото korolev.msk.ru

«Сила, исходящая от всегда спокойного и молчаливого владыки Илариона, — пишет Борис Ширяев, — не смогла устоять перед самими тюремщиками: в разговоре с ним не разрешались нецензурные шутки так широко распространены на Соловках, где не только агенты безопасности, но и большинство преступников считали необходимым, иногда злонамеренно, иногда с грубым добродушием, издеваться над «опиумом». Часто охранники, как бы случайно, называли его лордом. Обычно — термином «заключенный» офицер. По прозвищу «опиум» «священник или товарищ — никогда, никто».

В лагере он продолжал строго соблюдать монашеские обеты. Своей не жадностью он поражал окружающих: просто отдавал все, о чем его все просили. Он никогда не отвечал на оскорбления других, очевидно, не осознавая этого.

Владыка всем своим существом опровергал стереотип о том, что верующий — суровый, мрачный и вечно скорбящий человек. «Иларион любил говорить, что, насколько христианин должен осознавать свои грехи и горевать о них, он должен также радоваться бесконечной милости и благости Бога и никогда не сомневаться и не отчаяться в своем жизненном начинании», — пишет бывший семинарист Сергей Волков на Владыка слушал свои лекции в Московской духовной академии в 1917-18 годах.

Архиепископ Иларион (Троицкий), Архангельск, 1923 г. Фото: drevo-info.ru

Олег Волков писал о своей встрече с архиепископом Иларионом на Соловках в своих воспоминаниях:

Иногда Георгий водил меня к архиепископу Илариону, который поселился в Филипповской пустыни в трех верстах от монастыря. Он считался там опекуном. Джордж заверил, что руководство лагеря также неизбежно относилось к этому исключительному человеку с уважением и позволяло ему жить в уединении и мире.

Преподобный тепло встретил нас. В простоте его речи было принятие людей и понимание жизни. Любовь к ней тоже. Любовь подвижника, считавшего свои радости посланными свыше.

Мы подошли к его руке, он нас благословил и тут же, как бы стирая каждую грань между архиепископом и мирянами, взял нас за плечи и поволок к столу. И он был настолько необуздан .. что забыл о своей учености и исключительности, которые поставили его на одно из первых мест среди тогдашних православных иерархов.

Я знал места под Серпуховым, откуда приехал владыка Иларион. Он загорелся, вспоминая свою молодость. Так что это неизбежно перешло .. к судебным решениям о церковных делах в России.

Архиепископ Иларион (Троицкий), фотография тюрьмы 1923 г. Фото: pravnov.ru

«Мы должны верить, что Церковь будет сопротивляться», — сказал он. — Без этой веры жить нельзя. Пусть останутся даже крохотные, едва светящиеся огоньки — когда-нибудь все снова перейдет к ним. Без Христа люди будут пожирать друг друга. Это понимал и Вольтер… Я жил здесь зимой, когда нет дня — темно весь день и ночь. Выходи на веранду: кругом лес, тишина, тьма. Как будто у них нет конца, как будто они везде пустые и непрозрачные… Но «чем темнее ночь, тем ярче звезды…» Это красивые линии. А поскольку есть запредельное, вы должны помнить. Я, монах, должен знать Священные Писания.

Даже в самой сложной обстановке в соловецком лагере владыка Иларион продолжал радоваться и шутить и призывал своих соседей сделать то же самое. Он старался поднять настроение и поднять настроение всем новоприбывшим заключенным.

— Почему вас арестовали? Спросил он прибывшего в лагерь настоятеля одного из монастырей.

— Да, он молился у себя дома, когда монастырь был закрыт, — ответил он, — ну, люди собрались, и даже были исцеления…

— Ой, вот как, тоже были исцеления… Сколько тебе дал Соловков?

— Три года.

— Ну, этого мало, на лечение надо больше давать, пренебрегая Советской властью! — засмеялся Владыка Иларион.

«Бесам какое торжество!»

Архиепископ Иларион (Троицкий) в Соловецком стане среди заключенных духовенства (второй справа). Фото: pravnov.ru

Всего Сант’Иларионе провел на Соловках два трехлетних срока (1923–26 и 1926–29). «Я остался на второй курс», — пошутил сам Владыка. Уже в первые революционные годы этот выдающийся владыка был «занозой в глазу» большевиков, так как его авторитет в церковной иерархии рос прямо пропорционально гонениям.

Во время Поместного Собора 1917-18 годов тогдашний архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в закулисных разговорах назвали среди желаемых кандидатов на патриархат. Вскоре после избрания на патриарший престол Святителя Тихона архимандрит Иларион был рукоположен во епископа и стал главным помощником и соратником Его Святейшества в спасении Церкви от воинов Божиих. До ареста он был секретарем и главным советником Патриарха по богословским вопросам вопросов.

Архиепископ Иларион (Троицкий) среди духовенства Соловецкого лагеря (седьмой слева). Фото: pravnov.ru

Молодой архиерей (на момент хиротонии ему было всего 34 года!) Трудился не покладая рук. Именно благодаря усилиям Сант’Иларионе в 1923 году планы большевиков поглотить Церковь из обновленческого раскола были сорваны. Под влиянием энергии этого молодого правителя обновляющаяся «живая церковь» стала терять паству и началось массовое возвращение в Церковь раскольников-обновителей.

Святой разработал обряд покаяния и лично принял исповедь сотен бывших обновленцев — священников и мирян. Благодаря стараниям владыки Илариона Сретенский монастырь в Москве, завоеванный после революции обновленцами, летом 1923 года был возвращен Православной Церкви. При этом Владыка совершил беспрецедентный поступок: он снова освятил престол и собор Сретенского монастыря, с большим обрядом.

Весть о том, что владыка Иларион изгнал реставраторов из Сретенского монастыря и массово принял их покаяние, причем прямо на носу у чекистов (монастырь находится на Большой Лубянке!), Распространилась не только по Москве, но и по всей России. Реставрационисты раскаялись во всех приходах и вернулись в Церковь. Ни лидеры обновления, ни их покровители, чекисты, не могли простить Сант’Илариону такого позора, и вскоре Сант’Иларион был снова арестован…

Первый «звонок», который привел к аресту владыки, исходил от лидера обновленцев, «священника» Владимира Красницкого. 6 июля 1923 г он направил жалобу в ОГПУ:

«Искренне прошу обратить внимание на крайне провокационную контрреволюционную деятельность помощника Тихонова Илариона . во время проповеди он произнес такую ​​погромную речь, что в толпе, в заборе и на улице, и по делу произошли физические столкновения. Закончились арестами.За последние десять дней тихониты стали крайне наглыми, вызывающе ведут себя и готовы нанести удар, и это настроение — решительно погромное и блестяще антисоветское — создается им, епископом Иларионом неизбежны контрреволюционная деятельность, затем общественные беспорядки и избиение реставраторов храмов».

Архиепископ Иларион (Троицкий) среди духовенства в Соловецком стане (второй справа). Фото: pravnov.ru

Однако ведомство Тучкова отреагировало не сразу. Осенью 1923 года власти предприняли еще одну попытку подорвать Патриаршую Церковь изнутри: Тучков потребовал от Патриарха немедленно начать примирение с обновленческим «архиепископом» Евдокимом Мещерским. Патриарх отказался самым решительным образом… Затем, через несколько дней, был арестован архиепископ Иларион, на которого Тучков возложил основную ответственность за провал своей политики.

Архиепископ Иларион был приговорен к трем годам концлагерей. 1 января 1924 года его доставили на перевалочный пункт на острове Попова и в июне отправили на Соловки.

Арест и допрос не заставили его склонить голову перед безбожным правительством Известно, что когда владыка еще находился в лагере на острове Попова, Ленин умер. Заключенные должны были почтить его смерть минутой молчания. Когда все выстроились в очередь на церемонию, Владыка лежал на койке. Несмотря на требования и просьбы, он не встал, заметив: «Подумайте, отцы, что сейчас творится в аду: там явился сам Ленин, какой триумф для демонов!»

Смерть и канонизация

Через некоторое время архиепископа было решено перевезти в Казахстан. Во время поездки Илариона ограбили, он остался совсем без вещей, только тряпки. Имея проблемы со здоровьем, нужный человек заразился тифом от других заключенных и был отправлен в одну из ленинградских больниц. Измученный длительными невзгодами, Иларион не смог справиться с болезнью и в 43 года отдал свою душу Господу. Произошло это 28 декабря 1929 года. Перед смертью поклонник Бога причастился иеромонаха Никандра.

Незадолго до смерти Иларион Троицкий потерял сознание. Он радовался быстрому избавлению от мучений и постоянно повторял одну и ту же фразу. Приходивший с ним врач видел, как владыка повторял: «Теперь я совершенно свободен…».

Вопреки советским правилам, запрещавшим выдачу умерших узников, митрополит Ленинградский Серафим сумел получить тело архиепископа и организовать его захоронение. Похоронили Илариона на Новодевичьем кладбище Новодевичьего Воскресенского монастыря в полной тишине, так как поминальные речи были строжайше запрещены.

Мощи святителя были найдены в июле 1998 года. Сначала останки Илариона Троицкого были перенесены в Казанский храм Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге, затем в московский Сретенский монастырь, где они находятся по сей день. Через год после этих событий правильный человек был объявлен местным почитаемым святым, а в 2000 году решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви он был официально канонизирован.проповедник

«Богословцы рыбари показа»

Что такое Церковь? — пожалуй, это был главный вопрос в жизни святителя Илариона, на который он пытался ответить одновременно языком богословия и языком своей собственной жизни. Выходец из старинной священнической семьи, сын известного подмосковного священника Алексия Троицкого, брат епископа Даниила (Троицкого), с детства был человеком Церкви. Духовное образование, богословские науки привлекали его с ранних лет. В 14 лет он уже окончил Тульское духовное училище (1900), в 20 лет — Тульскую духовную семинарию (1906), в 24 года — Московскую духовную академию (1910).

Будучи преподавателем, а затем профессором Академии, Владимир Троицкий, а затем и отец Иларион заражали студентов своим «пасхальным» восприятием христианства.

«Он не умел рассказывать спокойно… — вспоминает Сергей Волков, слушавший его лекции в 1917-1919 гг., — но ему приходилось гореть, заводить своих слушателей, спорить, спорить, доказывать и опровергать … Он сам обладал невероятным энтузиазмом и любовью ко всему, что было ему дорого и близко — к Церкви, России, Академии, и с этой энергией заражал, ободрял и укреплял окружающих».

«Иларион любезно повлияла на меня своей личностью, — признает С. Волков, — своей непосредственностью, авторитетом в отстаивании своих убеждений, энтузиазмом поклонения, сильным и побеждающим языком и, наконец, жизнерадостностью, энергией и счастьем».

Икона Сант’Илариона (Троица). Известно, что владыка с необычайным смирением воспринял свое заключение и связанные с ним испытания. На Соловках работал, в целом работает. Он был лесником, филиппинским хранителем отшельника. Тоном Филимоновской, в десяти километрах от основного Соловецкого лагеря, она вместе с двумя епископами и несколькими священниками связала рыболовные сети. На эту работу он рассуждал добродушно-иронично, перефразируя стихиры Троицы: «Все дано Духом Святым: раньше рыбаки были теологами зрелища, а теперь теологи — рыбаками зрелища»…

Он лишь немного пожалел, что бросил научные занятия, отделился от академической среды: все происходившее он принял как волю божью родственник:

По крайней мере, никто не называет меня дедушкой. Однако иногда случалось, что их называли старыми, и это было странно слышать. Болезненно меня выдает борода: поседела, неизвестно что. Однако душа, как кажется, еще не постарела. В нем живут и возникают всевозможные интересы. Эти интересы должны удовлетворяться чтением, потому что, конечно, нет подходящих условий для реальной учебы.

Часто возникает раздражающая мысль: если бы я только мог иметь столько свободы от работы и столько свободного времени в академической среде! Но вы злитесь, вы злитесь и ограничиваете себя этим. А если серьезно открыть книгу, оказывается, что ее не всегда можно прочитать: внимание рассеивается на том, что ее окружает, а на то, что совсем не интересно.

Со стороны моя жизнь относительно сносная — я не голоден, мне не холодно в квартире, у меня есть, как одеваться (хотя я часто одеваюсь так, что вы даже не узнаете этого), мне есть кого поговорим, у меня в душе почти нет забот. Посмотри, сколько у меня преимуществ! Но, конечно, долго жила на Белом море…

Меня спонтанно выбросят на далекий остров. Но я стараюсь не тратить зря в душе, стараюсь не обращать внимания на то, что меня окружает, и наполнять свою жизнь тем, чем могу. И так с годами я к этому привык и не горюю. Я не надеюсь на лучшее, я не отказываюсь от худшего. Какая для меня воля Божья — пусть будет.

Пребывание в Соловках

Осенью 1923 года Троицкий снова был арестован и приговорен к трем годам тюрьмы. Сант’Илариона для особых целей отправили в Соловецкий лагерь, где он работал поочередно лесником, сторожем и рыбаком. Здесь поклоняющийся Богу не терял силы духа, он постоянно молился и с благодарностью принимал все посланные ему испытания.

Несмотря на тяжелые бытовые условия, Илариону Троицкому удалось сохранить светлые качества своей души. Он проявлял милосердие и внимание к другим, он видел божественное начало в каждом человеке. Благодаря своей искренности, простоте и искренней доброте архиепископ стал самым популярным человеком в лагере, снискав глубокое уважение не только других заключенных, но и самих тюремщиков.

В 1925 году Илариона перевели в Ярославскую тюрьму. Здесь он имел возможность выйти на свободу в случае принятия условий действующей власти. Святому было предложено присоединиться к григорианству — церковному руководству, к которому большевики были наиболее лояльны и планировали использовать его для раскола среди русского духовенства. После категорического отказа Илариона изменить свои религиозные взгляды, ему дали новый трехлетний срок и отправили обратно на Соловки.портрет

Оцените статью
Блог про православные обряды