Традиционная вера или миропонимание осетин » АЛАНИЯинформ

Осетины в древности

Осетинская национальность издревле носила разные названия. Например, они называли себя «железный адам», а страну, в которой они жили, — «Иристон». Грузины называли их «овси», а страну — «Овсети».

С первого тысячелетия нашей эры люди жили на Северном Кавказе, в царстве Аланио. Со временем на осетин оказали сильное давление монголы и войска Тамерлана, после чего их образ жизни значительно изменился. Попав под влияние Грузии, они начали менять свою жизнь, а вместе с ней и свою сектантскую принадлежность. Людям стало довольно сложно жить в новых условиях, и им пришлось селиться в суровых горах.

Люди, наблюдавшие за осетинской жизнью со стороны, очень сочувствовали им, так как их страна была закрытой и недоступной для внешнего мира из-за гор, покрытых льдом и снегом, а также из-за наличия скал и текущих рек. Из-за окружающей среды плодородие Осетии низкое: кроме таких злаков, как овес, пшеница и ячмень, там практически ничего не рождается.

Осетины, религия которых с древних времен считалась христианской, сегодня считаются таковыми только за соблюдение Великого поста, почитание икон, веру священников и церквей. Они не имеют ничего общего с христианством. Ранние осетины почитали многие элементы природы и искали параллели между христианским пантеоном и святыми в исламе. Очень часто они приносили жертвы христианским святым, таким как Николай Приятный, Георгий Победоносец, Архангел Михаил и другие.

Религия осетин — смешение христианства и язычества

Образовав горные общины, осетины на долгие годы сохранили свою языческую религию. Даже при последующем переселении в низины они придерживались этих древних верований. По описаниям путешественников, посещавших их в прошлые века и интересовавшихся, какую религию исповедуют осетины, отмечалось, что они придерживались смешанных религиозных обрядов.

В их религии переплелись православные традиции, почитание Иисуса Христа и Девы Марии с полуязычными праздниками. Вместе с языческими божествами (Овсади, Аларды и др.) Они поклонялись Киристи (И. Христос) и Мадии-Майрам (Богородице) и так далее. Аланы отмечали православные праздники (Пасху, Сошествие Святого Духа и др.), Строго соблюдая пост, ходили на кладбище для поминовения усопших.

Осетинская народная религия возникла из смеси христианства и язычества, отчасти — магометанства. Кроме того, соблюдение религиозных обрядов не всегда было точным, очень запутанным и запутанным, что связано с миссионерскими движениями не только христиан, но и мусульман.

Древняя религия осетин имеет синкретические черты

Осетинской национальной религии присущи черты синкретизма. Дело в том, что осетины издавна почитались многочисленными покровителями природных стихий, а осетинская религия всегда испытывала значительное давление со стороны христианства и ислама.

Поэтому осетины искали параллели древним божествам в пантеоне христианских и мусульманских святых. Так, например, среди этого народа Ватсилла (Эль, Элайджа) является покровителем грома и молнии. Людей, пораженных молнией, считали избранными Богом из-за чистоты их души.

В современной Осетии происходит возрождение древней осетинской религии.

Представители Православия в этой связи говорят о давлении на них со стороны неоосетин-язычников

Повсюду на Северном Кавказе поклонение Громовержцу повторялось в той или иной интерпретации и было похоже на осетинское. Культ почитания погибших от молний путешественников XIV-XVIII веков отмечен у черкесов, черкесов, кабардов.

Другие христианские святые также были связаны с языческим культом у осетин. Жертвы Кувды были принесены Николаю Отрадному, Георгию Победоносцу, Архангелу Михаилу. Кувд-молитва, включает обряд кровавого жертвоприношения.

Для жертвоприношения осетины забивают быка или барана. Обычно это жертвоприношение совершается в священных местах, например в лесу. Последователи осетинской национальной религии приносят кровавые жертвы.

Осетины верят в Великого Бога — Стыр Хуйцау, Творца мира. Только он имеет божественные функции. Гуйцау создал все на земле, включая ангелов и людей.

После Хуцау чествуют небожителей: Василла (Илья Пророк), Мады Майрам (мать Мария), Никкала (Николай Приятный), Мыкалгабырта (архангелы Михаил и Гавриил), Уастырджи (Святой Георгий). Также в Осетии почитание старцев, доставшихся от предков, и культ домашнего очага.


Современное изображение Уастырджи (Святого Георгия). Культ Уастырджи развивается в Северной и Южной Осетии и часто отождествляется с Георгием Победоносцем. Фото pravoslavie.ru

Сегодня древняя осетинская религия встречается как в Северной, так и в Южной Осетии и находится в состоянии возрождения после преследований, совершенных против нее со стороны советских властей.

Для его современного варианта характерна потребность человека бороться за добро и свет, бороться со злом, а также человек должен подчиняться своим старшим. Эти заповеди, с точки зрения древней осетинской религии, должны исполнять все, кто живет на земле.

У этой религии нет храмов; вместо храма он обслуживается святыней или дзуаром.

Представители православия в Осетии заявляют, что испытывают давление со стороны представителей неоязычества в Осетии. Между представителями этих религий время от времени вспыхивают конфликты.

Появление христианства в Осетии

Как осетины стали христианами? Эта религия пришла к ним из Грузии в XI-XIII веках — это по официальным данным, но мало кто знает, что люди знали эту веру намного раньше. И она постепенно вошла в их жизнь.

Осетины: мусульмане или христиане? Религия осетин

В 4 веке южные осетины приняли христианство из Западной Грузии. Но из-за ослабления веры после ухода Лазика к персам религиозное учение не получило дальнейшего распространения. Христианство вновь заявило о себе во время похода Юстиниана на Осетию и Кабарду. Это происходило уже в шестом веке. Во время миссионерской деятельности Юстиниана начали строиться церкви, и епископы прибыли из Греции. Именно в этот период осетины приобщились к элементам христианского культа и обрядов. Но уже в седьмом веке начались походы арабских завоевателей, которые снова приостановили развитие христианства.

На протяжении многих веков религиозная жизнь в Осетии оставалась нестабильной. Были и осетины-христиане, и приверженцы исламской веры. Обе ветки стали им знакомы.

Исследование веры осетин

Многие годы этот народ (осетины) придерживался и христианства, и ислама. Несмотря на различия в конфессиях, обряды прошли совместно. Кроме того, они были связаны с древними верованиями. Сегодня в Северной Осетии проживают общины 16 конфессий. Исследователи постоянно следят за жителями страны и их религией, их внимание обращено на форму и степень влияния веры на людей.

Осетины: мусульмане или христиане? Религия осетин

Осетины начали систематически изучать верования осетин после присоединения Осетии к России. Именно представители Русской православной церкви стали наблюдать за тем, как живут осетины, чья вера нестабильна и какие традиции они предпочитают. И первые поиски начались во время миссионерской деятельности на территории этой горной страны.

Осетины — история народа

В далеком прошлом иранские племена населяли Дунай и восточную Балтику, и страна, в которой они жили, называлась Скифией по имени людей, которые там господствовали. Но затем на этой территории преобладали сарматы, и она стала называться Сарматией, — писал Птолемей во 2 веке до нашей эры. Сарматия граничила с Хазарским каганатом, который воспринимал аланов как серьезную угрозу, которую Византия использовала, стремясь втянуть их дальше.

Хазары потерпели поражение от Киевской Руси и половцев. Половцы хорошо ладили с аланами, но в XIII веке оба эти народа не ладили с татаро-монголами. Монголы покорили часть Алании, которая перестала существовать как единое государство.

Выжившие осетины в горах смешались с другими племенами и не только ассимилировали элементы других культур, но и начали разделяться на все более разнообразные этнические группы.

В 1750 году Осетия начала переговоры с Российской империей об аннексии. Императрица Елизавета Петровна передала народу Осетии бассейны Ардона, Фиагдона и Терека, а также центральные равнины Северного Кавказа. Эти земли были объявлены свободными и автономными. Переселившиеся осетины стали считать эти территории своими, и российские власти их поддержали.

В 1774 году Осетия вошла в состав России, что полностью удовлетворило интересы осетин, поскольку Россия была привержена обеспечению их безопасности, способствовала их переселению на равнины и этническому самоопределению.

Практически все жители Республики Южная Осетия являются православными


Зачем нужна религия

Большинство жителей частично признанного государства Южная Осетия — представители русского православия. В Конституции Южной Осетии есть положение, согласно которому «Православие является основой мировоззрения осетинского народа».

В 2003 году был подписан договор (Конкордат) между Аланской епархией и Республикой Южная Осетия, под которым подписаны подписи епископа Георгия (Пухате) и президента Эдуарда Кокойты.

Осетинское духовенство и епископ Георгий (Пухате) в Цхинвале. Большинство жителей Республики Южная Осетия - православные
Осетинское духовенство и епископ Георгий (Пухате) в Цхинвале. Большинство жителей Республики Южная Осетия — православные. Фото: upload.wikimedia.org

С 1943 года территория республики номинально входит в состав Никозской и Цхинвальской епархий Грузинской Православной Церкви.

Из-за грузино-югоосетинского конфликта (с 1989 г.) Грузинский Патриархат лишился возможности архипастырской опеки епархии Южной Осетии.

Поэтому реальные позиции грузинского духовенства в республике крайне слабы, что связано с прямым неприятием народа Южной Осетии всего, что связано с Грузией.

2016 в этом году в Осетии началось строительство храма Русской Православной Церкви

Духовенство епархии Южной Осетии было принудительно подчинено одной из юрисдикций древнегреческого календаря — «Синоду оппозиции», признающему таинства поместных Православных Церквей. В результате осетинский священник Георгий (Пухате) был рукоположен во епископа.

В 2005 году была создана Аланская епархия, которая изначально входила в юрисдикцию «Синода сопротивления», а в 2014 году вместе с последним вошла в Синод Златоуста. В апреле 2016 года в центре Цхинвала началось строительство Русской православной церкви.

Карта боевых действий на Северном Кавказе в августе 2008 года. Из-за южно-грузино-сетинского конфликта югоосетинские православные потеряли связь с Грузинской православной церковью
Карта боевых действий на Северном Кавказе в августе 2008 года. Из-за южно-грузино-сетинского конфликта югоосетинские православные потеряли связь с Грузинской православной церковью. Фото: upload.wikimedia.org

Политическое руководство Южной Осетии неоднократно поднимало вопрос о создании независимой Православной церкви Алании.

Это связано с тем, что югоосетинские политики выступают против тесных отношений, сложившихся между Русской православной церковью и Грузинской православной церковью. Епископы поместных церквей выступают против создания такой церкви.

Специфика веры осетин

Благодаря традиционной религиозной системе на протяжении многих веков формировалось мнение народа, кардинально отличавшееся от монотеистических верований. Их вера открыта и способна принимать совершенно новые идеи и точки зрения других конфессий. Специфика осетинской религии — толерантное отношение этого народа как к христианству, так и к исламу. Это осетины. Мусульмане или христиане вокруг, им все равно. Несмотря на веру, которую принимают родственники и друзья, эти люди относятся к ним одинаково, потому что в разное время в жизни людей присутствовали и христианство, и ислам.

История села Лескен

История села Лескен в этом смысле интересна, потому что земли, на которых располагалось это село, были проданы кабардинскими князьями за скромные деньги переселенцам-мусульманам. Эта местность была красивой, живописной, прямо на границе Кабардино-Балкарии — здесь и сейчас красота захватывает дух: величественные горные пейзажи, густые бархатные леса, великолепные долины, прорезанные гордым притоком Тереки от реки Лескен.

сюда переехали мусульмане во главе с Хаэвом Магометом, Джандаром, Исламом и Гоко. После семьи Хаев сюда за три десятилетия переехали восемьдесят восемь семей, а население Лескена на момент 1912 года составляло шестьсот семьдесят два человека, все мусульмане, которые с большим рвением взяли на себя свои религиозные обязанности. Сюда переехали семьи из Донифар Уммы, Стур-Дигор Уммы и махианского мусульманского общества. Первая мечеть на берегу реки Лескен появилась в 1884 году, имамом здесь стал Магомет Караев.

Лескен Умма стала примером полноценной мусульманской общины на Кавказе, продемонстрировав, как Осетия считала ислам важнейшей для себя религией — здесь ревностно соблюдали пост, браки здесь не заключались, пока имам не выдал кличку, и каждый взрослый мужчина должен каждый день посещать мечеть для молитвы, а по пятницам женщины и дети приходили на молитву Курбан-байрам. В Рамадан проводились тарауи, молитвы, на которые собирались все мусульмане, достигшие совершеннолетия. Каждая семья ежегодно приносила жертву: жертвенное животное закалывали и мясо делили на три части: одну из этих частей отдавали бедным, вторую часть отдавали соседям, и только третья часть оставалась семьей.

В Лескене было построено медресе, то есть школа, где имам обучал молодых людей арабскому языку и фикху — основам исламского права. В мечети постоянно проживала молодежь, их называли «сахтат». Осетия с рвением приняла ислам, готовая следовать ему для многих поколений осетин.

Постепенно в мечети стало тесно, она не могла вместить всех желающих, потому что население Лескена активно росло. Пришлось условно разделить село на три части, и для каждой части построить свою мечеть и открыть свое медресе. Большая община, джамаат, также была разделена на три части, каждая из которых объединяла восемьдесят пять семей. Это были мечети из цельного кирпича, очень большие и просторные по стандартам того времени, их дворы были окружены деревянными заборами. Медресе представляло собой дом, состоящий из трех или четырех комнат, вокруг которых были посажены фруктовые деревья, а вдоль проспектов были установлены скамейки.

Жители села Лескен совершили хадж — паломничество в Мекку. До революции это умели делать более сорока человек, а по возвращении они стали пользоваться большим уважением и авторитетом среди местного населения.

Религиозные торжества и праздники

Среди религиозных праздников Осетии сегодня отмечаются все общехристианские праздники (Рождество, Пасха и т.д.), Например, поминальные и поминальные обряды совершаются в основном по православным традициям, к которым добавляется местная специфика — обряд приготовление поминальных блинов. Или, помимо общепринятых праздников на Пасху, в пасхальную ночь зажигают костры, на которые взрослые и дети прыгают, чтобы получить очищение. А в первый четверг после Пасхи жители деревень возле святыни Джера дзуар приносят к святому месту подношения: пирожные, пиво, отварную курицу.

Проявление христианства в Осетии

Истоки возникновения ислама на территории Аланьи не изучены, как и приход христианства. Среди ученых есть разногласия. История осетин предполагает, что вера сынов Аллаха начала распространяться на этих землях в седьмом веке, в то время как другие источники утверждают, что ислам стал «их» среди осетин только в восемнадцатом веке. Как бы то ни было, доподлинно известно лишь то, что перелом наступил сразу после присоединения Осетии к России. Религиозные формы резко изменились и адаптировались к новым правилам. Православная церковь начала восстанавливать христианство среди осетин, хотя миссионерам было непросто добиться желаемого результата.

Осетины считали крещение необходимым действием для присоединения к русскому народу, совершенно не интересовались христианскими догматами и, конечно же, не придерживались ритуалов. Осетинам потребовалось несколько десятилетий, чтобы познать веру Христову и приобщиться к жизни церкви. Очень помогло в этом создание христианских школ, где происходило народное образование.

Христианство и ислам начали развиваться параллельно после присоединения Осетии к России. В некоторых частях страны ислам распространился, особенно в западных и восточных регионах. Там люди приняли это как единственную религию.

Ислам в Осетии традиционно соседствует с православным

Считается, что ислам был широко распространен на территории Аланьи еще в VII веке. Вахушти Багратиони в своих трудах сообщает о распространении ислама среди осетин. Он говорит, что ислам в древней Осетии исповедовали феодалы, а большинство крестьян исповедовали христианство.

Во второй половине 18 века почти все аристократические семьи осетин стали мусульманами. Однако крестьяне не изменили своей вере.

Вахушти Багратиони — грузинский князь, историк и географ. Самые ранние свидетельства того, что осетины исповедуют христианство, содержатся в трудах Вахушти Багратиония. Фото: upload.wikimedia.org

В XIX веке тысячи осетинских мусульман из Северной Осетии перебрались в Турцию и основали там поселения. Говоря сектантским языком, почти все мигранты были мусульманами-суннитами. В советский период в Северной Осетии полностью исчезло мусульманское духовенство.

28 февраля 1985 года председатель Совета по делам религий Константин Харчев сообщил ЦК КПСС, что в Северо-Осетинской АССР не зарегистрировано ни одного мусульманского объединения. Это связано с преследованиями, которым советские власти подвергали все религиозные объединения Осетии.

В советское время в Северной Осетии не было исламского священника.

Возрождение исламского духовенства произошло только в наши дни. Так, на Пятом съезде мусульман 17 марта 2021 года Хаджи-Мурат Гацалов был единогласно избран открытым голосованием новым муфтием Северной Осетии.

Доля мусульман среди осетин составляет около 15%. Традиционно большинство из них считаются дигорами (одна из субэтнических групп осетинского народа).


Мечеть Мухтарова (суннитская мечеть), Владикавказ. Строительство мечетей в Северной Осетии возобновилось после развала СССР. Фото: upload.wikimedia.org

В 1910 г на территории Северной Осетии действовало 35 мечетей. В советский период почти все мечети были закрыты или преобразованы в другие общественные структуры. Некоторые мечети были разрушены.

В конце 1980-х годов началась реставрация ранее закрытых мечетей. Сегодня в республике 22 мечети.

Влияние России на религию осетин

Уже во время первой гражданской войны Русская православная церковь была объявлена ​​оплотом контрреволюции. Впоследствии были прямые репрессии против духовенства. Они растянулись на несколько десятилетий, церкви и храмы начали разрушаться. Владикавказская епархия потерпела поражение в первые 20 лет Советской власти. У осетин, христиан или мусульман не было единой веры. А уже в 32-37 годах произошла вторая волна репрессий, от которой пострадали и христианство, и мусульманская вера. Именно в эти годы в Осетии наблюдались массовые разрушения и закрытие церквей. Например, из 30 соборов Владикавказа сохранились только два, которые используются до сих пор.

Осетины: мусульмане или христиане? Религия осетин

В 30-е годы прошлого века мечети, находившиеся на территории Северной Осетии, были разрушены. Преследовались лучшие священники разных национальностей.

Религиозным организациям стало очень трудно существовать в советское время, но православие оставалось традиционным и многочисленным для коренных осетин. Только в 90-е годы в Осетии начал возрождаться ислам, начали регистрироваться общины и восстанавливать мечети. Последствия прошлых атак и рейдов ощущаются и сегодня. Духовенство не имеет специальной профессиональной подготовки, литературы для богослужения практически нет. Это влияет на работу мусульманских общин. Были попытки пригласить молодых людей, получивших образование в Египте и Саудовской Аравии, но они привели к плохим последствиям, так как вместе с ними на Кавказе на Кавказе стало появляться незнакомое и неестественное учение салафитов.

Осетины — религия

До X века осетины оставались язычниками, а затем под влиянием миссионеров начали переходить в христианство. В 13 веке большинство населения Алании под влиянием миссионеров Грузии исповедовало христианство. В 18 веке Западная Осетия была захвачена черкесами, и они пытались навязать ислам осетинам, но без особого успеха.

Вхождение Осетии в состав Российской империи укрепило приверженность осетин христианству. Однако осетины не одобряли русских миссионеров, так как болезненно воспринимали все попытки извне повлиять на их религию.

Сегодня в Осетии восточное православие практикуется в сочетании с древними кавказскими обычаями.

Для осетина гость всегда был посланником от Бога, и принимать гостей нужно было по определенному ритуалу.

Гость не мог поздороваться и спешиться, пока его не встретил хозяин дома. Гость должен был войти в дом только правой ногой, так что хозяину повезло. Хозяин и семья были обязаны обслуживать гостя, хорошо его кормить и предлагать ему почетный бокал. Гость, в свою очередь, не должен злоупотреблять гостеприимством и вовремя уйти в отпуск.

Осетинский фестиваль тоже имеет ряд правил. Например, запрет на ругань, специальная рассадка для участников (опоздавший сидит в конце стола после всех), определенная одежда. Его можно пить во время осетинского праздника только после тоста и таким образом, чтобы не было сильного опьянения.

Осетинские браки длятся несколько дней. В старину невесту часто крали, чтобы не платить за нее выкуп. До сих пор сохранился обычай тайного визита, который жених вместе со своими ближайшими друзьями должен нанести невесте накануне свадьбы, чтобы подарить ей обручальное кольцо.

Еще одна красивая осетинская свадебная традиция — обряд снятия фаты с невесты на второй день свадьбы. Это делается с помощью специального флажка, который потом хранится в доме молодоженов.

Не менее интересны погребальные обряды осетин. Известно, что в XVIII-XIX веках все родственники умершего, пришедшие встретить его, становились на колени и таким образом подходили к гробу. Кроме того, оплакивали усопшего вслух: женщины рвали им волосы, а мужчины били друг друга плетью по голове.

У осетин также было принято во время похорон устраивать конкурсы и награждать победителей ценностями умерших.

Современная Осетия

В современном мире в связи с трансформацией религии стали появляться ее новые формы, очень далекие от традиций. Культура осетин тоже претерпевает изменения. Под предлогом восстановления осетинской национальной религии предпринимаются попытки создать новые движения, которые могли бы стать альтернативой исламу и христианству. Они определены как не язычники. Три из этих общин уже зарегистрированы в Республике Осетия. Они пытаются создать республиканскую организацию.

Осетины: мусульмане или христиане? Религия осетин

Сегодня Осетия превратилась в небольшое государство с площадью почти 4000 квадратных метров и небольшим количеством жителей. После августовской войны с Грузией осетины стали жить в безопасности. Грузины ушли от них, но в то же время люди стали очень уязвимыми. Границы Южной Осетии и Грузии находятся под строгим контролем российских властей. Россия специально создала пограничную администрацию для Южной Осетии. После войны с Грузией страна очень медленно восстанавливается, и ее столица Цхинвал недавно начала по-настоящему восстанавливаться.

Осетины — национальный состав

Среди осетин выделяются несколько субэтнических групп:

  • дигоры (по одной из версий, название этого племени происходит от слова «сбор» на ироническом диалекте);
  • ироники (по мнению одних ученых, слово «железо» в переводе с древнеиранского означает «благородный», другие считают, что название происходит от древнеиранского слова «уира» — мужчина, мужчина);
  • уалцы (это слово образовано от имени древнего аланского князя или происходит от древнеиранского слова, означающего «набираться сил»);
  • кудары (скорее всего, этот автономный округ приурочен к Кударскому ущелью в Южной Осетии).

До 19 века у осетин не было единого имени. Восточные представители этого народа называли себя иронами, южные — туалами, западные — дигорами, а северные — кударами, хотя при этом в Южной Осетии кударами называли только жителей Кударского ущелья.

Еда

Кухня осетинского народа сформировалась под влиянием кочевого образа жизни алан. Основа кухни — мясо, приготовленное в казане и заправленное острым сметанным соусом. Блюдо называлось цахтон, или нуры цахтон. Поскольку Осетия расположена на Кавказе, шашлык занимает важное место в национальной кухне.

Раньше осетины жили в основном в горах, поэтому их диета была довольно скудной. Обычно ели чурек и поливали его молоком, водой или пивом, готовили популярные овсяные блюда — бламык, калуа и хомыс. Раньше мясо ели редко, так как в горах его было не так много, а скот в основном продавали, чтобы заработать на жизнь.

Любимые напитки осетинской национальной кухни — квас, пиво, брага, арака и ронг. Алкогольные напитки осетин: дваино — бидистиллированная арака и «Напиток Тутыра» — смесь кваса с аракой. Осетинское пиво популярно на Северном Кавказе и в России. Особый вкус этого напитка отметили и многие иностранные путешественники.

Осетинские пироги — важное блюдо на столе в Осетии. У них самая разнообразная начинка, и от нее зависит название торта:

  • картофельный пирог с картофелем и сыром;
  • валибах — сычужный сырный пирог;
  • фиджин — мясной пирог;
  • цахараджин — пирог со свекольными листьями и сыром;
  • давонгджин — пирог с листьями черемши и сыром;
  • кабускагин — пирог с капустой и сыром;
  • насджин — тыквенный пирог;
  • кадурджин — бобовый пирог;
  • кадындзджин — пирог с зеленым луком и сыром;
  • балджин — вишневый пирог;
  • зокодзин — пирог с грибами.

Пироги готовятся из дрожжевого теста, самым популярным из которых является осетинский мясной пирог. На обедах это основное блюдо, которое подают отдельно. Круглые ватрушки называются валибах, или хабижин, а треугольные ватрушки — артадзыхон. Осетинский пирог, приготовленный по настоящему национальному рецепту, должен содержать всего 300 теста и 700 г начинки.

Осетинские пироги известны далеко за пределами Осетии, как осетинский сыр и осетинское пиво. Сегодня пирожные подают в ресторанах, кафе и делают на заказ в пекарнях. Такие пекарни есть в России, Украине и других странах.

Стоит отметить, что приход советской власти повлиял на осетинскую кухню, которая впоследствии претерпела множество изменений и стала сочетать в себе элементы европейской и русской кухни.

Религии в Осетии: XXI век

На вопрос, являются ли осетины мусульманами или христианами, можно точно ответить, изучив статистические данные, подтверждающие, что 75% осетин — православные христиане. Остальная часть населения исповедует ислам и другие религии. Однако древние языческие обычаи все еще практикуются и прочно укоренились в повседневных и семейных отношениях представителей народа.

религиозные праздники осетин

Всего в Осетии сегодня представлено 16 религиозных конфессий, в том числе пятидесятники, протестанты, евреи и др. в последние годы были предприняты попытки создать «неоязыческую» религию, альтернативу традиционным верованиям, но основанную на обрядах кланов и образе жизни населения.

Внешность осетин

Осетины, как правило, стройные, физически развитые и подтянутые, часто имеют карие глаза. Мужчины часто носят бороды и усы.

Внешне они похожи на других кавказцев, но в то же время отличаются от других горцев. Цвет кожи у них в основном смуглый, смуглый. У них широкий лоб с развитыми надбровными дугами. В Северной Осетии нос обычно прямой и довольно большой. Часто встречаются голубоглазые представители этого народа. Осетинские женщины считаются очень красивыми, поэтому в древности их иногда похищали в Аравии, чтобы произвести от них прекрасное потомство.

Пятидесятники и общины Осетии

Ситуация с религией весьма своеобразна. Только Цхинвальская синагога уцелела после атеизма советских времен и работает до сих пор, хотя была преобразована в еврейский культурный центр. В настоящее время евреи стали массово покидать Осетию и возвращаться в Израиль, поэтому синагога начала работать для осетинских пятидесятников. Но сейчас работает только та часть здания, которая была в задней части, так как евреи совершали богослужения в зале. На территории Осетии есть еще шесть пятидесятнических общин.

Многие представители осетинской интеллигенции приняли свою веру, и службы для удобства проводятся как на русском, так и на местных языках. Хотя пятидесятники сегодня официально не зарегистрированы, они абсолютно свободны в развитии и ведении своего дела. Это движение заняло прочную позицию в социальной структуре церкви, объединенной христианами с евангельской верой.

Осетины сегодня

Значительная часть осетин по-прежнему верна традиционным верованиям. В нескольких деревнях республики есть святилища и часовни. Сегодня Осетия восстанавливается и перестраивается. Из-за неудовлетворительной социально-политической ситуации многие граждане покинули страну, а оставшиеся живут на низкую заработную плату. Людям очень сложно заниматься строительством или закупать необходимые продукты, поскольку таможенные службы России продолжают работать по той же схеме, что и до войны с Грузией. Культура осетин развивается недостаточно быстро, пока у них нет возможности получить хорошее образование и чего-либо добиться в жизни. И это при том, что Осетия богата цветными металлами, у них прекрасная древесина, восстанавливается текстильная промышленность. Государство может начать развиваться и стать одним из самых современных, но для этого потребуются большие усилия и новое правительство.

Осетины: мусульмане или христиане? Религия осетин

Религия осетин сегодня

История народа довольно сложна, как и в случае с религией. Кто такие осетины, мусульмане или христиане? Сказать очень сложно. Северная Осетия оставалась закрытой для исследований, и о ней мало что известно. По оценкам экспертов, около 20% северного населения — верные дети Аллаха. В основном эта религия стала возникать после распада СССР, многие молодые люди из Северной Осетии стали исповедовать ислам, в основном в форме ваххабизма. Некоторые думают, что духовенство хочет контролировать религиозную деятельность мусульман, а сами они строго контролируются ФСБ, хотя и негласно.

Осетины — это, в основном, христианский, православный народ

К какой религии принадлежат осетины, можно понять, изучив историю этого народа. Дело в том, что в 916 году произошло великое крещение Алании. В это же время Николай Мистик основывает Аланскую епархию.

Три аланских храма (IX-X), сохранившиеся до наших дней, являются старейшими христианскими (аргуано-осетинскими) храмами на территории России. Благодаря христианству у осетин появилась письменность на основе греческого алфавита (Зеленчукская надпись).

Северный Зеленчукский храм X века. Христианство проникло на территорию Осетии еще в древности
Северный Зеленчукский храм X века. Христианство проникло на территорию Осетии еще в древности. Фото: upload.wikimedia.org

Митрополии Зих и Алан объединились. Произошло это в четвертой четверти 13 века. Это сопровождалось отъездом христианского населения в сарайскую митрополию.

После падения Византии и разрушения государства алан под натиском варваров-кочевников население Северной Осетии было почти полностью уничтожено, а христианство стало обычным явлением.

для него характерно смешение христианских и языческих обрядов и обычаев. В то же время археология говорит о смешанном христианско-исламском населении древней Алании.

1745 г в этом году состоялось второе крещение Северной Осетии

его возглавила Духовная комиссия Русской Православной Церкви во главе с архимандритом Пахомием. Перевод Евангелий на осетинский язык появился в 1861 году. Осетинское православие характеризуется «народным христианством».

Для него характерно присутствие в центре религиозных обрядов семейной трапезы, где роль молитв играли тосты и пьяные песни религиозного характера.

Особая роль отводится святыням (дзуар), где совершались молитвы, жертвоприношения и празднования (куйвд). Священник дзуара (дзуари-лаг) может быть только глубоко религиозным человеком, старше своих сородичей. Мужчины и женщины посещают дзуар отдельно.

Евангелие на осетинском языке. Евангелие на осетинском языке было написано после его присоединения к России. Фото: i.ironau.ru

В современной Северной Осетии 49% населения являются прихожанами Русской православной церкви. Также в Осетии сегодня католицизм и протестантизм (крещение, лютеранство), а также неохристианские тенденции (адвентисты седьмого дня, пятидесятники) в Осетии практически не распространены).

Однако некоторые представители христианства заявляют о своем притеснении со стороны последователей традиционной осетинской религии.

Кто такие осетины

Осетины — прямые потомки племени аланов, которое принадлежало к скифам-сарматам и происходило из земель Ближнего Востока. Это представители иранской группы индоевропейских народов.

Осетинский язык — осетинский или аланский, относящийся к восточноиранской языковой группе. В эту группу также входят такие языки, как афганский, таджикский, фарсикабульский и памирский языки.

Осетинский народ называл себя «железным», что созвучно названию «Иран», ранее принадлежавшему большой территории на Ближнем Востоке. Самый крупный осетинский социальный слой называется «фарсаг», что созвучно тому, что иранцы называют себя — «фарси».

Дигорцы

Абсолютное большинство дигорцев исповедовали ислам еще до того, как Дигория вошла в состав России в конце 18 века. Об этом свидетельствует обнаруженное мусульманское кладбище в селе Донифарс в Северной Осетии. И если упоминание о принятии христианства представителями некоторых дигорских фамилий было еще в конце 17 века, то в середине 18 века большинство дигорцев в Осетии были мусульманами. Исламские общины появились в таких селах, как Фаснал, Ахсау, Стур-Дигора и Махческ. Первые дигоры, принявшие ислам в 16 веке, были выходцами из Донифарса.

Дигоры попали в зависимость от Кабарды, но это не сделало их слабыми. В девятнадцатом веке Арсланбек Кайтукин, мусульманский кабардинский князь, напал на мусульманскую деревню под названием Донифарс, но получил такое сопротивление, что сам едва выжил — чуть не погиб от рук Эсе Канукова, который руководил Донифарсом. Это был чуть ли не единственный случай подобного конфликта в Осетии, поскольку в остальное время отношения кабардинцев и осетин оставались союзническими и братскими.

Ислам был доминирующей религией в Дигории до Октябрьской революции.

Религия и национальность

Южная Осетия стала прибежищем для разных народов: осетин и грузин, русских и армян, а также евреев. Коренные жители в большом количестве покинули страну из-за конфликта 1990-х годов и стали жить на территории России. В основном это Северная Осетия — Алания. Грузины, в свою очередь, массово уехали на родину. Православная вера, несмотря на все перипетии, стала преобладать среди осетин.

Осетины: мусульмане или христиане? Религия осетин

Оцените статью
Блог про православные обряды