Армянская церковь: в чем разница с православием

Содержание
  1. Армянская Церковь
  2. Историческая справка
  3. Причащение
  4. Как проводятся празднования и посты
  5. Великий просветитель армянского народа
  6. Крещение страны
  7. Крестное знамение
  8. В чем различие между православием и армянским христианством
  9. Первое христианское государство в мире
  10. Отличия в ритуалах
  11. Армянская Церковь: отличия от Православия
  12. Статистика о религиях в Армении
  13. Разница в символике
  14. Столетия борьбы
  15. Католикос — епископ в ААЦ
  16. Армянская Церковь. Монофизиты
  17. Передовой пост
  18. Официальная религия Армении
  19. Матах — приношение в благодарность Богу
  20. Другие религии страны
  21. История Армянской Апостольской Церкви
  22. Армянская Церковь. Диалог
  23. Особенности Армянской церкви
  24. Армянская апостольская церковь не зависит от православной и католической церквей
  25. Монофизитство — признание единой природы Бога
  26. Административное устройство Армянской апостольской церкви

Армянская Церковь

Армянская церковь — одна из старейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. На протяжении многих веков между нами не было церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений. На встрече 12 марта с Послом Республики Армения в России О.Е. Есаяном Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят в глубь веков… Близость наших духовных идеалов, единая система ценностей, нравственных и духовных, в которых наши народы живут, являются основополагающей составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задаются вопросом: «Чем отличается Православие от армянского христианства»?

Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословских наук, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных церквей Свято-Тихоновского православного богословского университета, отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одна из которых — Армянская. Церковь.

Историческая справка

Религия Армении считается довольно древней. Его основателями считаются Таддео и Бартоломео. Это святые апостолы, известные как первые просветители Армении. Святой Таддео продолжал свою миссию восемь лет, то есть от 35 до 43 лет. А миссия святого Варфоломея длилась шестнадцать лет (от 44 до 60 лет).

Согласно Священному Преданию Армянской Церкви, после вознесения Христа в страну прибыл один из его учеников с христианской проповедью. Этим учеником был Фаддей. Он обратил в новую веру многих людей, среди них была и дочь армянского царя Санатрука, которого звали Сандухт. В результате апостол вместе с обращенными людьми и Сандухт погибли мученической смертью в Шаваршане.

Через некоторое время после проповеди на территории Персии Варфоломей, который был апостолом, прибыл в Армению. Он обратил в свою веру многих королевских дворян, среди которых была сестра короля по имени Вогуи. Впоследствии по царскому указу новообращенный должен был принять мученическую смерть в Аребаносе, расположенном между двумя озерами Ван и Урмия .

Активному распространению христианства в I веке способствовал ряд внешних и внутренних фактов. Например, эта религия стала широко распространяться в соседних странах, таких как Грузия и др. торговые, политические и культурные связи с другими соседними городами и государствами создавали благоприятные условия для распространения христианства в Армении.

Купол собора

Таким образом, Армения стала первым государством, принявшим христианскую религию как государство задолго до Византии и Грузии. Произошло это в 301 году, когда правил царь Трдат III. Григорий I Просветитель тоже помогал в этом, как и в своей деятельности. Григорий I Просветитель стал первым патриархом в Армении, после чего получил титул католикоса. Произошло это в 302 году. Вскоре после этого он был канонизирован и церковь стала называться его именем: Армяно-григорианский.

В 303 году недалеко от Еревана был построен собор под названием Эчмиадзин. Он стал особым местом для этого народа и до сих пор остается религиозным центром страны. В нем находятся Верховный Патриарх и Католикос всего армянского народа.

Ролик расскажет вам о храмах Армении.

Причащение

Пресный хлеб используется во время причастия, однако принципиальной разницы между пресным и квасным хлебом нет. Вино нельзя разбавлять водой.


Что такое причастие

Армянский священник обмакивает хлеб (предварительно освященный) в вино, преломляет его и раздает всем желающим причаститься по вкусу.

Как проводятся празднования и посты

Религиозные праздники, отмечаемые ААЦ, проводятся по григорианскому календарю, поэтому их даты в большинстве случаев совпадают с празднованиями католиков. По православной традиции религиозные торжества проводятся по юлианскому расчету.

Место в Армении известно как Арачаворк. Он начинается за 70 дней до Пасхи и длится 5 дней. Некоторые послабления предоставляются во время поста. Например, по воскресеньям в четыре часа можно есть яйца и сыр.

Великий просветитель армянского народа

Крещение всего народа произошло благодаря просветительской деятельности Сан Грегорио. Он был потомком знатной семьи Арксаидов. За исповедание веры Григорий претерпел много мучений. По молитвам святого Трдата он был наказан психическим заболеванием за истязания христианок. Григорий-тиран заставил его покаяться. После этого царь исцелился. Поверив в Христа, он крестился вместе со своими придворными.

В Кесарии, столице Каппадокии, Григорий был возведен в сан епископа в 302 году. Вернувшись в Армению, он начинает крестить людей, строить храмы и школы для проповедников. В столице царя Трдата III по откровению свыше святитель основал храм, который впоследствии получил название Эчмиадзин. Во имя Просвещения Армянская церковь называется григорианской.

Крещение страны

Христианство было принято в Армении еще в 301 году, хотя более поздние исследователи утверждают, что это было в 314-315 годах. Очень значительный и даже главный вклад в это внесли Григорий Просветитель, который стал считаться первым католикосом Армянской церкви (с 330 по 326 год), и царь по имени Трдат III Великий, правивший с 287 по 330 год который до обращения в религию считался жестоким гонителем христиан.

армения
Яндекс изображения

В сочинениях историков, писавших об Армении и ее народе, начиная с V века, говорится, что еще в 287 году царь Трдат III прибыл в страну, чтобы вернуть престол своему отцу. В усадьбе под названием Ериза он принес жертву богине Анаит. Григорий, принадлежавший к царским сподвижникам, будучи христианином, выразил отказ от участия в таком ритуальном действии. Король все же получил известие, что Григорий — сын убившего его отца по имени Хосров II. В результате Григорий оказался в Арташатской тюрьме, предназначенной для террористов-смертников.

Важно: это место известно как Хор Вирап, что в переводе с армянского означает «глубокое подполье». Позже здесь были построены часовня и монастырь, что сделало его местом паломничества.

После этого царь издал несколько указов, в которых прописано, что те христиане, которые укрываются, должны быть преданы смерти, а все остальные, находящиеся в Армении, должны быть взяты под стражу с конфискацией их имущества. Точно неизвестно, сколько времени Григорий просидел в тюрьме, но легенда гласит 13 лет. Отсюда ясно, что государство в то время видело в христианстве огромную опасность.

На освобождение Григория повлияло очень необъяснимое событие, которое впоследствии привело к принятию христианства в Армении: это смерть святых дев, называемых Рипсимеанами. Есть разногласия относительно того, сколько их было на самом деле. Вообще, традиция гласит, что христианские девушки и рожденные в Риме, пытаясь спрятаться от преследований императора по имени Диоклетиан, сумели бежать на Восток. Они нашли убежище недалеко от города Вагаршапат.

Важно: этот город тогда считался столицей Армении.

Вышеупомянутый царь Трдат был очарован очаровательной внешностью девственницы Рипсиме, он хотел сделать ее своей женой, но столкнулся с его сопротивлением и, следовательно, издал приказ предать мученическую смерть всех дев Рипсимены.

Приказ был выполнен: все девы умерли, но одной из них, Нуне, удалось покинуть страну и поселиться в Грузии, где он продолжил христианскую проповедь. В результате эта дева стала известна как святая Рипсиме Нино, равная апостолам, в честь которой была воздвигнута церковь, ставшая шедевром средневековья.

Эта ужасная казнь дев способствовала тому, что царь был сильно потрясен, в результате чего у него развилось серьезное нервное заболевание, получившее тогда название «болезнь свиней». Недаром скульпторы изобразили короля с головой свиньи. Его сестре по имени Хосровадухт не раз снилось, что Григорий может его исцелить, но в то время он был один в тюрьме. Спустя столько лет было решено освободить оттуда Григория, чтобы помочь королю и торжественно принять его в столице. Он сразу же похоронил мощи казненных девушек. После того, как Григорий проповедовал 66 дней, он снова исцелил самого царя.

так получилось, что преследования христиан, ранее осуществленные различными политическими деятелями, в том числе Трдатом, способствовали тому, что священная иерархия в стране была фактически уничтожена. Но теперь пришло время исцеления. Чтобы быть рукоположенным во епископа, Григорий торжественно посетил Кесарию. Там он был рукоположен каппадокийскими епископами во главе с Леонтием Кесарийским. В свою очередь, епископ Себастии по имени Пьетро поднял Григория на епископский престол. Церемония прошла вдали от столицы, в городе Аштитат.

Важно: именно здесь долгое время находилась главная епископская кафедра Армении, основанная не кем иным, как самими апостолами, близкими к Иисусу Христу.

Крестное знамение

Делается тремя пальцами слева направо.

Чем григорианская церковь отличается от православной

В чем различие между православием и армянским христианством

— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите, что такое монофизизм и как он возник?

— Монофизитство — это христологическое учение, суть которого в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически она возникла как крайняя реакция на ересь несторианства и имела не только догматические, но и политические причины.

Православная Церковь исповедует во Христе одну личность (ипостась) и две природы: божественную и человеческую. Несторианство учит двум лицам, двум ипостасям и двум природам. Монофизиты же, напротив, впали в противоположную крайность: они признают во Христе личность, ипостась и природу. С канонической точки зрения, разница между Православной Церковью и Монофизитскими церквями состоит в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV Халкидонского Собора, который принял учение (орос) о двух естествах во Христе, которое сходятся в человеке и в ипостаси.

Первое христианское государство в мире

За целое десятилетие до принятия Миланского эдикта императором Константином Великим в 301 году царь Трдат III порвал отношения с язычеством и провозгласил христианство государственной религией. В период ужасных гонений на последователей Иисуса по всей Римской империи правитель сделал решительный и неожиданный шаг. Этому предшествовали бурные события в Закавказье.

Император Диоклетиан официально провозглашает Трдата царем Армении, которая входила в состав римской провинции Каппадокия. В 287 году при посредничестве римских легионов он вернулся на родину и взошел на престол. Будучи язычником, Трдат начинает ревностно выполнять религиозные ритуалы, одновременно приказывая начать преследование христиан. Жестокая казнь 40 христианских девушек резко изменила судьбу короля и его подданных.

Отличия в ритуалах

Армянская церковь отличается от русского православия, где существует три высших чина (епископ, пресвитер, диакон). В AAC их пять. Самый высокий — католикос, за ним следуют епископы, священники, диаконы и чтецы.

Службы в армянских церквях совершаются по особому принципу:

  • большинство алтарных обрядов проводится так, чтобы люди в молитве могли их соблюдать;
  • богослужения проводятся на древнеармянском языке грабаре;
  • литургия совершается на пресной просфоре, которая заквашивается в русских ритуалах;
  • в текстах молитв прославляется только одна из ипостасей Господа, а не вся Божественная Троица;
  • богослужения сопровождаются звуком органа, что во многом напоминает католическую традицию.

в церкви

В большинстве церквей иконостаса нет. Иногда его можно увидеть в углу комнаты, но никогда не занимает главного места в храме. На стенах нет изображений знакомых православию святых. Их можно украсить картинами.

Есть уникальный ритуал, который проводят только представители AAC. Это Матах — в переводе «соляное приношение». По его словам, каждый верующий может организовать стол, к которому будут приглашены все нуждающиеся: бедные, больные, одинокие, угнетенные. По старинным правилам за этим столом не могли присутствовать богатые люди или родственники тех, кто угощал угощением.

Армянская Церковь: отличия от Православия

Православная Церковь признает 7 Вселенских соборов. Армяне — только первые 3 дохалкидонских Вселенских Собора: Первый (в Никее в 325 г.), Второй (в Константинополе в 381 г.), Третий (в Эфесе в 431 г.). Следовательно, Православная Церковь признает божественную и человеческую природу Иисуса Христа, единственного божественного армянина.

В Армянской церкви существует мата — традиция, которая подразумевает дарование Богу милостыни. Чаще всего этот ритуал проводится в форме обильной трапезы для нуждающихся, бедных и больных. Запрещено приглашать близких. Матах — это не догматический институт Армянской церкви, а благочестивая традиция.

Свежая просфора (Ншхар) используется в литургии в Армянской Церкви, в Православной — на закваске.

Армяне переходят дорогу слева направо, а православные — справа налево.

Армянский крест тоже разный. На нем редко можно увидеть распятого Христа, но можно увидеть на нем листья. Они символизируют жизнь, преодолевшую смерть через Спасителя.

В армянских церквях нет иконостасов, и все обряды на алтаре совершаются на глазах у верующих в храме, за исключением служб Страстной недели. В православных церквях алтарная часть отделена от основной части храма иконостасом. Характерно также небольшое количество икон в армянских церквях; перед распятием совершается домашняя молитва. В православных церквях особо почитаются изображения Бога и его святых. Поэтому в церквях часто бывает много разных икон.

Если армянский священник овдовел, ему разрешили снова жениться. В православии священнику разрешен только один брак.

Статистика о религиях в Армении

По статистике за 2011 год 94,8% армян являются членами Армянской апостольской церкви-христианами.

В 301 году Армянская апостольская церковь стала первой ветвью христианства, принятой в качестве государственной религии. Население Армении составляет около 3 миллионов человек, из которых 98,1% составляют армяне. 93% из них принадлежат к Апостольской церкви.

Духовный центр Армянской Апостольской церкви находится в Эчмиадзинском соборе. Он был построен по приказу Григория Просветителя после того, как увидел видение Христа, спускающегося на землю и показывающего это место золотым молотом. Он был уверен, что Бог хочет, чтобы он построил здесь главную армянскую церковь, и назвал ее Эчмиадзин, что в переводе означает «место спуска Единорода». Ech- իջնել (выйти) ми-только, дзин- (рожд).

Конституция Армении гласит, что люди, проживающие в Армении, имеют право выбирать религию. Они имеют право исповедовать и изменять свои религиозные убеждения.

Согласно переписи 2011 года, 1,2% людей, исповедующих религию в Армении, являются православными, протестантизмом, реставрационизмом, католической церковью, верой бахаи, исламом, иудаизмом и езидизмом.

Разница в символике

В отличие от православных христиан, у армянских верующих не принято молиться перед иконами. Божественные образы часто отсутствуют как в храмах, так и в домах верующих. По этой причине считается, что в прошлом на ААЦ оказало влияние иконоборческое движение. При молитве принято обращаться к распятию, на котором нет фигуры Иисуса Христа. В этом вера армян также отличается от веры России.

У армян есть восьмиконечный крест. В отличие от православных, нижняя перекладина отсутствует. Он больше по размеру, украшен живописным растительным орнаментом, поэтому его часто называют цветущим. Окончания этого символа расширяются и напоминают форму ласточкина хвоста. Представители Армянской Апостольской церкви придают кресту иное значение, чем православное. Для них этот религиозный атрибут символизирует вечную жизнь и процветание, а не казнь и страдания Спасителя.

Верующих армян крестят несколько иначе, чем православных. Крестное знамение также совершается со скрещенными тремя пальцами, но не справа налево, а наоборот.

армянский крест

Столетия борьбы

Христианство как официальная религия Армении стало раздражать правителей соседней Персии. Иран предпринял решительные действия по искоренению новой веры и насаждению зороастризма. В этом немало поспособствовали проперсидские помещики. С 337 по 345 год Шапур II, казнив десятки тысяч христиан в самой Персии, совершил ряд катастрофических походов на Кавказ.

Шахиншах Яздигирд II, желая укрепить свои позиции в Закавказье, в 448 году направил ультиматум. На заседании Совета духовенства и мирян в Арташате ответили, что армяне признают светскую власть персидского правителя, но религия должна оставаться неприкосновенной. Этой резолюцией Армения отклонила предложение принять иностранную веру. Восстание началось. В 451 году на Аварайрском поле произошло крупнейшее в истории страны сражение. Хотя защитники проиграли битву, преследование было приостановлено. После этого еще тридцать лет Армения боролась за свою веру, пока в 484 году не был заключен мирный договор с Персией, по которому армянам было разрешено свободно исповедовать христианство.

Католикос — епископ в ААЦ

Католикос — понятие, связанное со словом епископ. Звание высшей оценки в AAC.

Католикос всех армян включает епархии Армении, России и Украины. Киликийский Католикос включает епархии Сирии, Кипра и Ливана.

Традиции и ритуалы AAC.

Армянская Церковь. Монофизиты

Название «монофизиты» дали православные противники Халкидона (их называют православными). Систематически монофизитское христологическое учение сформировалось в шестом веке, прежде всего благодаря трудам Севера Антиохийского († 538.).

Современные нехалкидониты пытаются изменить свое учение, утверждая, что их отцов обвиняют в монофизитстве, несправедливо, поскольку они предали анафеме Евтика1, но это изменение стиля, которое не затрагивает сущности монофизитской доктрины. Работы их современных богословов указывают на то, что в их учении нет принципиальных изменений, существенных различий между монофизитской христологией VI века и современной. Уже в шестом веке появляется учение об «уникальной комплексной природе Христа», состоящей из божественности и человечности и обладающей свойствами обеих природ. Однако это не означает признания во Христе двух совершенных природ: природы божественного и природы человека. Более того, монофизизм почти всегда сопровождается монофильной и моноэнергетической позицией, то есть учением о том, что во Христе есть только одна воля и одно действие, единственный источник активности, которым является божественность и человечество пассивный инструмент.

— Отличается ли армянское руководство монофизитства от других его типов?

— Да, это другое. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если рассматривать армянские церкви Эчмиадзин и Киликийский католикосат как две де-факто автокефальные). Древние восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-якобиты, копты и малабары (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство северянской традиции, основанное на богословии Севера Антиохийского.

2) армяне (эчмиадзинский и киликийский католикасаты).

3) эфиопы (эфиопская и эритрейская церкви).

Армянская церковь в прошлом отличалась от других нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был предан анафеме армянами в VI веке в одном из соборов Двины как недостаточно цельный монофизитский. На богословие Армянской церкви значительное влияние оказал афартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения). Возникновение этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из главных противников Северуса в лагере монофизитов.

В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, действуют, исходя более или менее из одних и тех же догматических позиций: это христология, близкая к христологии Северуса.

Говоря об армянах, следует отметить, что совесть современной Армянской церкви отличается ярко выраженным адогматизмом. В то время как другие нехалкидонские церкви проявляют значительный интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологических дискуссий, армяне, с другой стороны, мало интересуются своей собственной христологической традицией. В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армянской григорианской церкви в православие, как в самой Армении, так и в России.

Передовой пост

Этот пост предшествует Великому посту. Продвинутый пост начинается за 3 недели до Великого поста и длится 5 дней, с понедельника по пятницу. Его соблюдение исторически обусловлено постом Святого Григория. Это помогло апостолу очиститься и через молитвы исцелить царя Трдата.

Официальная религия Армении

Как уже отмечалось, в стране проживает около трех миллионов человек, и большинство из них, или 94%, исповедуют христианство. Эти люди принадлежат к Армянской Апостольской церкви. Это одна из старейших христианских общин. Армения считается первым христианским государством в мире. Вера народа в Царя Небесного и его сына Христа сделала эту религию государственной.

Согласно конституции страны, люди имеют право выбирать любую религию веры или не придерживаться какой-либо веры. То есть конституция гарантирует свободу вероисповедания. Поэтому на территории страны также можно встретить людей, принадлежащих к другим конфессиям. В стране можно найти людей, которые исповедуют:

  • ислам;
  • православие;
  • католицизм и другие менее распространенные религии.

Армянская Церковь

Матах — приношение в благодарность Богу

Один из важнейших ритуалов Армянской Апостольской церкви — это мата или дар, благотворительный обед. Некоторые люди путают этот ритуал с жертвоприношением животных. Идея состоит в том, чтобы подавать милостыню бедным, что является приношением Богу. Мата совершается как благодарность Богу за счастливый конец события (выздоровление любимого человека) или как просьба о чем-то.

Для выполнения мата забивают крупный рогатый скот (быка, овцу) или птицу. Бульон варят из мяса с добавлением соли, которую заранее освятили. Ни в коем случае нельзя оставлять мясо недоедающим до следующего дня. Поэтому он делится и раздается.

Другие религии страны

Поскольку конституция регулирует свободу вероисповедания граждан, в стране можно отметить присутствие других религий. Например, есть также представители ислама. В столице Ереване для них находится знаменитая Голубая мечеть, построенная в 1766 году. Это великолепное сооружение религиозного характера.

Помимо ислама, на территории государства также встречается католицизм. Католических приходов в стране немного. Их около 36, и эти общины называются «франками». Они появились примерно вместе с крестоносцами.

Среди армян распространилось также псевдопротестантское сектантство, хемшильский и ханафитский суннизм. Небольшая часть людей полностью отрицают Бога и религию и принадлежат к атеистам.

История Армянской Апостольской Церкви

На Халкидонском соборе в 451 году был принят догмат о «двух естествах» Иисуса Христа. В нем говорится, что Спаситель — это и Бог, и человек. Он соединил в одной Личности две природы: божественную и человеческую. Вот почему Иисус Христос назван Сыном Божьим (Иоанна: 10:36) и Сыном человеческим (Марка: 2, 10). Как Бог творит чудеса: он исцеляет, воскрешает, повелевает стихиям природы. И как человек спит, ест, пьет, испытывает голод, терпит страдания и смерть.

Представители Армянской церкви не могли участвовать в Халкидонском соборе из-за войны на территории их страны. Следовательно, они не приняли доктрину о двух природах Иисуса Христа. По их мнению, у Спасителя только одна божественная природа, полностью заменившая человеческую, и только мысленно можно отличить последнюю от божественной. После долгих дискуссий Армянская Апостольская Церковь полностью отделилась от Вселенской в ​​начале VI века. На протяжении многих веков между представителями Православной и Армянской церквей предпринимались попытки наладить диалог. Была рассмотрена возможность восстановления евхаристического общения между двумя христианскими Церквями. Но пока достичь консенсуса не удалось.

Армянская Церковь. Диалог

— Есть ли сейчас богословский диалог с дохалкидонскими церквями?

— Проводится с переменным успехом. Результатом такого диалога между православными христианами и церквями Старого Востока (до-халкидонского) стали так называемые чамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Чамбезийское соглашение 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления связи между «двумя семьями» Церквей посредством ратификации соглашений синодами этих Церквей.

Христологическое учение этих соглашений направлено на поиск компромисса между Православными церквями и древними восточными церквями на основе богословской позиции, которую можно квалифицировать как «умеренный монофизитизм». Они содержат двусмысленные богословские формулы, допускающие монофизитскую интерпретацию. Поэтому реакция православного мира на них неоднозначна: четыре Православные Церкви приняли их, некоторые приняли их с оговорками, а некоторые категорически выступили против этих соглашений.

Даже Русская Православная Церковь признала, что этих соглашений недостаточно для восстановления евхаристического общения, поскольку они содержат двусмысленность христологического учения. Необходима дальнейшая работа по устранению неоднозначных толкований. Например, доктрина Соглашений о волях и действиях во Христе может быть понята как дифизитски (ортодоксально), так и монофизитски. Все зависит от того, как читатель понимает взаимосвязь между волей и ипостасью. Воля рассматривается как принадлежащая природе, как в ортодоксальном богословии, или уподобляется ипостаси, что характерно для монофизизма. Вторая согласованная декларация 1990 г., лежащая в основе чамбезийских соглашений 1993 г., не дает ответа на этот вопрос.

С сегодняшними армянами догматический диалог практически невозможен из-за их незаинтересованности в проблемах догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. Стало ясно, что диалог с нехалкидонскими церквями зашел в тупик, Русская Православная Церковь вступила в двусторонний диалог — не со всеми нехалкидонскими церквями вместе, а с каждой отдельно. В результате были определены три направления двустороннего диалога: 1) с сиро-якобитами, коптами и армянским киликийским католикосатом, которые согласились вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинский католикосат и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Католикосатом Эчмиадзина не затронул догматических вопросов. Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но не проявляет интереса к обсуждению догматических вопросов.

— Как сегодня в Православной Церкви принимают монофизитов?

— Через покаяние. Священники принимаются в их существующем достоинстве. Это древний обычай, поскольку он был принят нехалкидонитами в эпоху Вселенских соборов.

Александр Филиппов побеседовал с протоиереем Олегом Давыденковым.

Особенности Армянской церкви

Армянская церковь — практически моноэтническая религиозная община: подавляющее большинство верующих — армяне. К этой конфессии принадлежат небольшая община удинов на севере Азербайджана и несколько тысяч азербайджанских татов. Для бошских цыган, ассимилированных армянами, странствующих по Закавказью и Сирии, это тоже их родная религия. В Армении сохраняется григорианская хронология церковного календаря.

Литургические характеристики следующие:

  • Используется хлеб для причастия, как в католической традиции, пресный хлеб, а вино не растворяется в воде.
  • Литургия совершается только по воскресеньям и по особым случаям.
  • Таинство помазания совершается только на священниках и сразу после смерти.

Богослужения в армянских церквях совершаются на древнем языке Грабаря, проповедь произносится священником на современном армянском языке. Армяне переходят слева направо. Только сын священника может стать священником.

Армянская апостольская церковь не зависит от православной и католической церквей

Армянская Апостольская Церковь стояла у истоков христианства армянского народа. Он принадлежит к старейшим христианским церквям. Его основоположниками являются проповедники христианства в Армении: апостолы Фаддей и Варфоломей.


Апостол Варфоломей

Догматы ААЦ существенно отличаются от православия и католицизма. Армянская церковь автономна от православной и католической церквей. И это его главная особенность. Слово апостольское в названии отсылает нас к истокам зарождения церкви и указывает на то, что христианство в Армении стало первой государственной религией.

Монастырь Оганаванк (4 век) — один из старейших христианских монастырей в мире

Хронология AAC ведется по григорианскому календарю. Однако он не отрицает и юлианский календарь.

В отсутствие политического контроля григорианская церковь взяла на себя функции правительства. В связи с этим роль католикосата в Эчмиадзине надолго стала доминирующей. Несколько веков подряд он считался главным центром власти и контроля.

В наше время Католикосат всех армян действует в Эчмидизиане, а Католикосат Киликийский — в Антилии.

Эчмиадзинский собор. Католикосат всех армян.
Эчмиадзинский собор. Католикосат всех армян.

Монофизитство — признание единой природы Бога

Долгое время различия между Армянской и Православной церквями не были очевидны. Примерно в шестом веке различия начали давать о себе знать. Говоря о разделении Армянской и Православной церквей, нельзя не вспомнить возникновение монофизитства.

Это ответвление христианства, согласно которому природа Иисуса не двойственна, и у него нет телесной оболочки, как у человека. Монофизиты признают в Иисусе природу, поэтому на IV Халкидонском соборе произошел раскол между григорианской церковью и православными. Армяне-монофизиты были признаны еретиками.

Административное устройство Армянской апостольской церкви

До 451 года Армянская апостольская церковь представляла одну из местных общин единой христианской церкви. Однако из-за неправильной оценки решений IV Вселенского Собора возникло недоразумение. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от Византийской церкви, что существенно повлияло на историю государства, его политическую и общественную деятельность.

Основную религию Армении исповедуют на пяти континентах более 9 миллионов верующих. Духовный глава — патриарх-каталикос, титул которого означает, что он является духовным главой нации как в самой Армении, так и во всем мире армян.

Резиденция армянского патриарха с 1441 года находится в монастыре Эчмиадзин. В ведении Католикоса находятся епархии на территории всех стран СНГ, а также в Европе, Иране, Египте, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании, викариатства в Индии и на Дальнем Востоке. Канонически армянские патриархи Стамбула (Константинополя), Иерусалима и Великого Дома Киликии (нынешний Козан в Турции) подчиняются Католикосату Эчмиадзина).

Оцените статью
Блог про православные обряды