- Краткое жизнеописание
- Происхождение
- Житие и служение Богу
- Смерть
- О чем молятся перед иконой Максима Исповедника
- Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
- Творческое наследие преподобного
- Св преподобный Максим Исповедник
- Учение
- В чем помогает икона Максима Грека
- Почитание святого
- Богословие и философия
- Труды о святом в библиотеке
- Рецепция
- Житие
- Церковь как хранительница Священного Предания
- Иконография
- Характеристика творчества
- Красная нить и другие амулеты — почему мы их не носим?
- Молитвы
- Тропарь преподобному Максиму Исповеднику , глас 8
- Кондак преподобному Максиму Исповеднику , глас 6
- Ин кондак преподобному Максиму Исповеднику , глас 8
- Молитва преподобному Максиму Исповеднику
- Величание преподобному Максиму Исповеднику
- Дальнейшие события
- Монашеская жизнь
Краткое жизнеописание
Святой вошел в историю Церкви как ученый и богослов, прославившийся своим мужеством и упорством в отстаивании основных догматов христианской веры. Максим боролся против желания византийских властей объединить церковь и страну на основе ложной идеи монотелизма, которая была ересью, искажавшей учение Христа.
Происхождение
О детстве и юности святого известно немного. Максим родился в 580 году в богатой дворянской семье. Место рождения неизвестно (Константинополь или Палестина). С детства Максим отличался тягой к знаниям, занимался риторикой, историей, философией. Его ученость, успех и благородство были настолько велики, что Исповедник стал секретарем византийского императора Ираклия.
Житие и служение Богу
Служба в императорской канцелярии, придворные интриги утомили Максима, в 630 году он оставил службу и перебрался в Крисополи, где принял монашеский постриг, а позже стал настоятелем монастыря. Максим служил игуменом около 10 лет, заслужил глубокое уважение монахов, был удостоен чести за смирение, доброту и готовность помочь.
После захвата мусульманами Анатолии началось гонение на христиан, бежавших в западную часть Африки. В 640 году Максим под руководством патриарха переехал в Карфаген.
Слава Исповедника как писателя и богослова началась в Африке. Местная христианская община и отцы церкви ценили Максима за его святую жизнь и глубокие познания. Позже святитель переехал в Александрию, где продолжил богословские дела и церковное служение. Исповедник считался одним из духовных лидеров африканских христиан, советником государя Григория.
В последние годы усиливается идея монотелизма, опасной ереси, утверждающей только божественную природу Христа. Сторонники ереси считали, что Иисус был лишен человеческой сущности и воли, им управлял только Дух Божий. Это учение противоречило основам христианского учения и разделяло церковь.
Ересь быстро захватила головы церковных иерархов и простых христиан. От сообщества отделились целые народы: греки, копты, отличившиеся в своих церквях. Указы патриарха, направленные на борьбу с ересью, игнорировались, сторонники монотелизма стояли во главе Александрийской и Антиохийской епархий. Новый император Византии отличался жестокостью, нетерпимостью, поддерживал благотворные ереси своей власти.
Максим вступил в активную борьбу с опасной ересью. Он переписывался с папой, императором, церковными иерархами, влиятельными людьми Византии. Его тексты основаны на глубоких знаниях, опыте молитвы и духовной работы. Духовник продемонстрировал двойственную природу воли Христовой в богословских сочинениях и в личных беседах с противниками. Когда он встретился со сторонниками ереси, ученый смог убедить собеседника в лживости монотелизма, нашел нужные слова и аргументы.
В 645 году Максим провел диспут с патриархом Пирро, который бежал в Александрию и лишился своего звания, который горячо защищал идеи монотелизма. Исповедник выиграл академический спор, его аргументы и убедительность речи заставили Пирра признать свое поражение.
Бесконечные споры между церковными иерархами и раскол в стране вынудили императора Контанта II издать Типос — указ, запрещающий дискуссии о природе Христа. Действительно, этот указ только усилил ересь, потому что теперь ей было запрещено сопротивляться. В Риме указ императора проигнорировали. Максим вместе с Папой Мартином основал Вселенский Собор, на котором монотелизм должен был быть разоблачен как ересь.
Смерть
Состоялся Латеранский собор, принятый документ подписали все участники, в том числе Максим Исповедник. Документ публично осудил монофелитов и признал учение ересью. Узнав о соборе, нарушившем запрет на обсуждение, Констан послал войска в Рим. Папа Мартин и духовник были арестованы и доставлены в Константинополь. Папу осудили, публично оскорбили, отправили в ссылку, где вскоре умер больной иерарх.
Максим до суда провел в тюрьме несколько месяцев. Явившись перед судьями, святитель был кроток и прост, спокойно отвечал на вопросы. На суде высказались свидетели, которые пытались опорочить Максима, но все обвинения развалились, доказать их не смогли.
Святителя обвинили в разжигании ненависти к власти и императору, вызвав церковный раскол. Максим решительно выступал против монотелизма и отвергал обвинения в государственной измене. Святой утверждал, что император, не будучи священником, не может руководить делами церкви, чем вызвал новый гнев Константа.
Суд длился более 2 лет, ученики святителя были избиты за клевету на Максима, но так и не смогли построить обвинение в государственной измене. Заключенного святого посетили послы императора и патриарха, которые надеялись убедить Максима узнать Типоса. Святой был убежден, что так объединить церковь и деревню. Но духовник был непреклонен, говоря, что не пойдет на сделку со своей совестью, он предпочел бы принять смерть.
На повторном суде святитель был предан анафеме и объявлен еретиком. Приговорен отрезать себе язык и правую руку, чтобы не писать крамольных текстов и не произносить «ересь». После суда кровожадного святого волокли по улицам с криками и проклятиями. Максим был сослан в глухой уголок Грузии, где святитель провел остаток своих дней в молитвах. Духовник скончался в 662 году, и в Цагери был построен монастырь в честь святого.
О чем молятся перед иконой Максима Исповедника
Преподобный Максим Исповедник — небесный покровитель богословов, ученых, студентов и семинаристов, а также миссионеров. Они молятся ему о помощи в учебе и правильном понимании учения Христа, а также о просвещении тех, кто покинул его или еще не пришел к православной вере.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
2 Кор. 1, 1-7; mt. 21, 43-46
Епископы и фарисеи поняли, что Господь говорит об их притчах, они открыли глаза, чтобы увидеть истину, что они сделали в этом случае? Они узнали, как убить Господа. Если предубеждение не исказило их здравомыслие, им следует, если не верить, нравится очевидность требуемых указаний, а затем тщательно подумать, действительно ли это не так, как объясняет Спаситель. Предрассудки толкнули их по извилистой дороге, и тогда они оказались богоубийцами. И так всегда, и сейчас так. Немцы, а за ними и наши дураки, как только они видят чудо в Евангелии, сразу восклицают: «неправда, неправда; этого не было и не могло быть, это нужно отменить ». Разве это не убийство? Просмотрите все книги этих умных людей, вы не найдете никаких указаний на то, почему они так думают; никто из них не может ничего сказать против того, насколько доказана истина Евангелия, и никто не потрудился вникнуть в аргументы, с помощью которых здравомыслящие люди разоблачают свою ложь: они повторяют все только свои, чего не может быть, и поэтому не верят Евангелию . И с ними ничего не поделаешь: они готовы пойти против самого Бога.
Творческое наследие преподобного
Святой оставил церкви богословские труды, многие из которых легли в основу православного учения. Главной темой Максима были христологические исследования, в которых святитель понял сочетание человеческой и божественной сущности Иисуса, природу Воплощения. Среди работ Максима:
- толкование молитвы «Отче наш;
- отчет о споре с Пирром;
- объяснение некоторых глав Священного Писания;
- комментирует работы Григория Богослова и Дионисия Ареопагита;
- антропологические работы;
- гимны.
Святой писал о любви к Богу и ближнему, которая поможет человеку достичь обожествления, выйти из рабского состояния и усовершенствовать свою душу.
Справка: Многие важные мысли святителя высказываются в переписке с духовенством и мирянами, поэтому их сложно систематизировать.
Философия С. Максима считается практической, святитель дает советы людям, как действовать в отношениях, умиротворять страсти, контролировать свою волю. Борьба с ересями — одно из основных направлений богословской работы святителя.
Св преподобный Максим Исповедник
Инок Максим родился в Константинополе в VII веке. Благодаря блестящему образованию, помимо личных качеств, он занял пост первого секретаря при императоре, но отказ от суетной придворной жизни побудил его принять монашеский постриг.
Став монахом, Максим поразил всех своим смирением и мудростью, за что братья-монахи избрали его настоятелем монастыря Хризополис. Однако и здесь он не возгордился, а по-прежнему оставался смиренным и благочестивым.
В те дни было широко распространено монотелианство — еретическая тенденция в христианстве, признававшая только одну божественную природу Иисуса Христа. Монотелизм подрывал единство Восточной церкви и способствовал разногласиям между народами.
Именно в борьбе с этой ересью проявилась верность Максима Проповедника истинному учению Спасителя. Он читал проповеди, разговаривал с высокопоставленными и простыми верующими, написал множество эссе с толкованием Священного Писания, чтобы развеять монотелизм, завоевавший огромную популярность и уважение среди мирян, правителей и церковников.
Но затем Констанция II взошла на императорский престол, придерживаясь монофелитской ереси. В 649 г в Риме состоялся Латеранский собор, на котором обсуждалась эта проблема. Важнейшая роль в осуждении и анафеме монотелизма, которое явилось результатом Собора, принадлежит греческим монахам во главе с Максимом Исповедником.
После получения папской энциклики о признании доктрины, которую он провозгласил ересью, разъяренный император Констан посадил в тюрьму монаха Максима как предателя. Его подвергали ужасным пыткам, в результате которых он больше не мог ни говорить, ни писать, но Господь не оставил праведников и вновь обрел эти способности.
Преподобный Максим заранее предсказал день своей кончины — 13 августа 662 года. На его могиле произошло множество чудесных исцелений, а икону преподобного Максима Исповедника почитают все фанатики Истинной веры. По преданию, на иконе Максима Исповедника изображен суровый старик в монашеских одеждах со свитком в руках.
Учение
Ересь монофелитов была смягченной модификацией ереси монофизитов, которые более или менее последовательно стремились исключить свой человеческий принцип из концепции Христа, тем самым упразднив саму сущность христианства как богочеловеческой религии. Это течение, осужденное на Халкидонском (IV Вселенском) соборе 451 года, не утратило своей силы на Востоке — в Сирии, Армении и особенно в Египте. Религиозное разделение, более или менее связанное с национальной враждой, угрожало государственному единству Империи; отсюда постоянное, но безуспешное желание императоров примирить религиозные аспекты посредством компромиссов: генотикон императора Зенона в конце пятого века, в следующем столетии, попытки императора Юстиниана привлечь монофизитов через осуждение наконец, «три главы», они ненавидели более глубокий монофелитский компромисс седьмого века. Это новое учение, соглашаясь с Православием, что во Христе есть две природы — божественная и человеческая, — утверждало в нем существование только одной воли (θέλημα) и действия (ένέργια, operatio).
Против этого Максим Исповедник — единственный значительный философ во всем христианском мире в то время — утверждал, что воля и действие присущи природе или природе: следовательно, если во Христе есть человеческая природа, независимая в своих свойствах (не поглощены божественным), то в Нем необходимо, чтобы существовала также независимая человеческая воля или естественное желание с соответствующим ему действием. Для личного или ипостатического единства достаточно морального согласия или гармоничного сочетания двух желаний, чтобы они не смешивались в физическом (и метафизическом) акте.
Это православное учение восторжествовало через 18 лет после кончины преподобного Максима Исповедника на VI Вселенском Соборе в Константинополе. В своем общем взгляде на мир С. Максим придерживался идей т. Н. Дионисия Ареопагита, но с большим балансом между мистическими и рациональными рассуждениями. Комментарии Св. Максима к Ареопагиту позже были использованы Иоанном Скотом Эригенским, так что Св. Максим является промежуточным звеном между греко-христианской теософией и средневековой западной философией.
Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на эмпирическом духовном познании великих отцов-пустынников, с использованием искусства диалектики, развитого дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах монаха Симеона Нового Богослова (+1021 г.)) и св. Григория Паламы († ок. 1360 г).
В чем помогает икона Максима Грека
Инок Максим Грек спонсирует ученых, богословов, переводчиков, студентов и семинаристов, а также миссионеров, катехизаторов и апологетов. Если прикоснуться к значению иконы, то к нему обращаются для укрепления веры и духа, особенно во время гонений за веру и несправедливого притеснения властями. Кроме того, икона «Святой Максим Грек» способна излечить различные болезни, а также избавить от отчаяния и депрессии.
Какая бы икона Максима ни была в вашей жизни, она поможет вам твердо стоять в вере и противостоять искушениям.
Дни памяти преподобного Максима Исповедника — 21 января, 13 августа
Дни памяти преподобного Максима Грека — 21 января / 3 февраля и 21 июня / 4 июля.
Почитание святого
Спустя несколько лет церковные епископы, преследовавшие Максима на Вселенском Соборе, были признаны еретиками и отлучены от церкви. Полная реабилитация и признание невиновности Исповедника и его учеников произошли на VII Соборе. По некоторым данным, в IX веке мощи святого были перенесены в Константинополь, но место захоронения неизвестно. Отрубленная рука Максима хранится на Афоне.
Католическая церковь глубоко почитает святого. Православие считает Максима «великим Мастером Церкви», его прославляют как монаха и духовника. Мысли святителя легли в основу важнейших произведений Православия. Джованни Дамаскено цитировал труды Исповедника, святого почитают как важнейшего византийского философа, отца богословия.
Справка: в трудах святого сочетаются божественное откровение и богословские мысли, глубокая вера и знание.
Богословие и философия
Основываясь на произведениях, подписанных именем Дионисия Ареопагита, Максим, как и многие другие христианские богословы, творчески переработал методологию неоплатонизма, разработанную Плотином и Проклом. (Впоследствии Ареопагиты со школами св. Максима были переведены на латинский язык Джованни Ското Эриугена, который продолжил работу святого по усвоению этих текстов церковью на Западе.).
Ряд авторов считают, что влияние Платона на Максима наиболее отчетливо прослеживается в его теологической антропологии. Они верят, что Максим принимает платоновскую модель исхода и возвращения, учя, что человек был создан как образ Бога и что цель спасения — восстановить единство с Богом. Этот акцент на обожествлении, или теозисе, подтвердил место Максима среди православных богословие византийской традиции как автор идеи, важной для Православия в целом.
Для Максима человек — это микрокосм, точка опоры всей Вселенной, центр Вселенной. Он должен был объединить в себе весь мир и через себя соединить его с Богом.
Христологически Максим стоит на жесткой позиции диофелизма, которую можно показать как вершину теозиса. С точки зрения спасения это означает, что судьба человека — объединиться с Богом. Это возможно только потому, что Бог был первым, кто полностью принял человеческую природу во время своего воплощения. По словам Максима, если бы Христос не был полностью человеком, то спасение было бы невозможно, так как человек не может стать полностью обожествленным. Более того, в отличие от Ансельма Кентерберийского, святой Максим верил, что Бог воплотится, даже если Адам и Ева не согрешат.
Труды о святом в библиотеке
- Максим Исповедник и христологические споры VII века (Д.А. Поспелов)
- Иерархическая антропология преподобного Максима Исповедника (иеромонах Кирилл (Зиньковский))
- Максимос Исповедник о бесконечности человека (Панайотис Христу)
- «Ваш логотип не пропал» (Петр Юрьевич Малков)
- Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник (Бальтазар Ганс Урс фон)
- Герменевтические предпосылки в произведении преподобного Максима Исповедника «Ответы Фалазио». Вклад в православную библейскую герменевтику (иерей Константин Коман)
Рецепция
Западная церковь широко использовала цитаты из сочинений Максима Исповедника в точном изложении православной веры Иоанна Дамаскина, но сочинения Максима в целом не привлекали внимания западных богословов (кроме Иоанна Скота Эриугены) до недавнего времени.
В Восточной Православной Церкви византийской традиции, напротив, произведения Максима, хотя и не все (так как многие были забыты или утеряны во время анафематизации святого Максима), оказали сильное влияние на ход ее истории. Джованни Дамаскено уже включал в свои произведения, по сути, цитаты из текстов Максима Исповедника, не упоминая только его имени, так как он еще не был реабилитирован в то время. Протоиерей Иоанн Мейендорф называл Максима «истинным отцом византийского богословия». По свидетельству княгини Анны Комниной, ее мать с увлечением читала произведения Максима.
Позже интеллектуальными наследниками Максима стали византийские богословы, такие как Симеон Новый Богослов и Григорий Палама. Кроме того, многие работы Максима включены в «Греческую философию», собрание некоторых из самых известных греческих христианских писателей.
Житие
Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучал философию, грамматику, риторику, хорошо знал античных авторов и свободно владел теологической диалектикой. Когда монах Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611-641). Но придворная жизнь давила на него, и он удалился в монастырь Хрисополис (на противоположном берегу Босфора — ныне Шкодер), где принял монашеский постриг. Своим смирением он вскоре приобрел любовь своих братьев и был избран настоятелем монастыря, но даже в этом сане, за свою необычайную скромность, он, по его собственным словам, «оставался простым монахом». В 633 году по просьбе некоего богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония (память 11 марта) преподобный Максим покинул монастырь и отправился в Александрию.
Сан-Софронио был теперь известен как непримиримый противник ереси монофелитов. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов, исповедующих (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретики-монофелиты ввели понятие Божественной Воли и (Божественного) действия, что привело к признанию отказался от ложного монофизитского учения. Монотелизм нашел многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиленная национальной враждебностью, стала серьезной угрозой единству Восточной Церкви. Борьба Православия с ересями особенно осложнялась тем, что в 630 году три патриарших престола на Православном Востоке заняли монофизиты: Константинополь — Сергий, Антиохия — Афанасий, Александрия — Кир.
Путешествие преподобного Максима из Константинополя в Александрию проходило через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он встретил епископата, придерживавшегося еретических взглядов Севера и Нестория. Монах провел около 6 лет в Александрии и ее окрестностях. В 638 г император Ираклий вместе с патриархом Сергием, пытаясь уменьшить религиозные разногласия, издал указ, так называемый «Экфезис» — «Декларация веры», который, наконец, приказал исповедовать учение о волеизъявлении под две природы Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям из разных слоев общества, и эти беседы увенчались успехом. «Не только духовенство и все епископы, но и люди и все правители мира чувствовали в себе некое непреодолимое влечение к нему», — свидетельствует его жизнь.
В конце 638 года скончался патриарх Сергион, а в 641 году — император Ираклий. Императорский трон заняла жестокая и грубая Констанция II (642–668), открытая сторонница монофелитов. Усилились еретические нападки на Православие. Монах Максим отправился в Карфаген и проповедовал в Карфагене и его окрестностях еще 5 лет. Когда преемника Патриарха Сергия, Патриарха Пирра, покинувшего Константинополь из-за придворных интриг, сочли монофелитом, между ним и монахом Максимом в июне 645 г произошел открытый спор, в котором Пирр публично признал свое разочарование и даже пожелал подать им письменное заявление об отставке Папы Федора. Монах Максим вместе с Пирро отправился в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и вернул ему его достоинство.
В 647 году монах Максим вернулся в Африку. Там, на архиерейских соборах, монотелизм был осужден как ересь. В 648 году вместо «Экфесиса» был издан новый указ, составленный по рекомендации Константинополя Константинопольским Патриархом Павлом — «Типос» — «Образец веры», запрещавший рассуждать на основании одного или двух завещаний при признании две природы Господа Иисуса Христа. Затем монах Максим обратился к Папе Мартину I (649-654), сменившему Папу Феодора, с просьбой вынести вопрос о монотелизме в соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 г состоялся Латеранский собор, в котором участвовали 150 западных епископов и 37 представителей православного Востока, в том числе преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монотелизм, а его защитники, патриархи Константинополя Сергий, Павел и Пирр были преданы анафеме.
Когда Констанция II получила решение Собора, он приказал арестовать папу Мартина и монаха Максима. Этот приказ был выполнен пятью годами позже, в 654 году. Инока Максима обвинили в государственной измене и посадили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем вернулся в тюрьму Константинополя. Монах вместе с двумя его учениками подвергся жесточайшим истязаниям: каждому отрезали язык и отрезали правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но затем Господь явил невыразимое чудо: каждый приобрел способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свой собственный конец († 13 августа 662 г.). Греческие прологи от 13 августа указывают на перенос его мощей в Константинополь; это могло быть запрограммировано так, чтобы совпасть со смертью монаха. Не исключено, что учреждение памяти 21 января связано с тем, что жертвоприношение в праздник Преображения Господня отмечается 13 августа. На могиле преподобного Максима ночью зажглись три чудотворно явленных светильника и совершено множество исцелений.
Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследство. Его экзегетические сочинения содержат пояснения трудных отрывков из Священного Писания, толкования Отче наш и Псалма 59, сколия к сочинениям святого мученика Дионисия Ареопагита († 96; память 3 октября) и святого Григория Богослова († 96; память 3 октября). + 389, связь 25 января). Толкование также включает объяснение культа под названием «Мистагогия» («Введение в причастие»).
Догматические труды монаха включают: отчет о его споре с Пирром, несколько трактатов и писем к разным людям. Они содержат изложение ортодоксального учения о божественной сущности и ипостаси, о воплощении и обожествлении человеческой природы.
«Ничто в обожествлении не является делом природы, — писал монах Максим в письме своему другу Талассио, — потому что природа не может понять Бога. Только милосердие Бога может дать обожествление существам .. человеку (образу Бога)) в обожествлении сравнивается с Богом, он радуется обилию всего, что ему принадлежит по природе, потому что в нем торжествует благодать Духа и потому что Бог творит в нем »(письмо 22). Антропологические труды принадлежат преподобному Максиму Он исследует природу души и ее сознательное личное существование после смерти человека. Среди моральных сочинений особенно важны главы о любви. Монах Максимус также написал три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, начиная с Святой Григорий Богослов.
Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на эмпирическом духовном познании великих отцов-пустынников, с использованием искусства диалектики, развитого дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова († 1021; Память 12 марта) и Сан Грегорио Палама († ок. 1360; память 14 ноября).
Церковь как хранительница Священного Предания
Божественное Откровение распространяется среди людей и сохраняется в Церкви через Священное Предание (духовный опыт Церкви), частью которого является Священное Писание. Священное Предание в широком смысле слова понимается как весь спасительный опыт Церкви, приобретенный ею с момента ее основания.
Священное Предание выполняет в Церкви ту же функцию, что и память в человеке, это передача истины откровения, как знания, так и опыта духовной жизни. Это зафиксировано в догматических, канонических, нравственных и литургических источниках (в Символе веры, в определениях Соборов, в исповеданиях веры, в общепризнанных символических книгах, в катехизисах, в святоотеческой литературе, в истории церкви, в церковных уставах, в иконописи и иконописи, в церковной архитектуре, в богослужебных текстах, в агиографической литературе и т д.).
Иконография
Преподобный считается небесным покровителем ученых, философов, студентов и несущих слово Божие.Иконы святого Максима находятся во многих православных храмах. На изображениях святого пишут стариком по пояс или в рост. В руках Максима часто изображают свиток с надписями, в которых указаны богословские труды и род занятий.
Перед иконой святого спрашивают:
- о помощи в обучении;
- о даре твердой веры;
- помогите найти верный путь.
Они молятся духовнику за тех, кто ошибается, сбился с пути, споткнулся в жизни и поддался ложным ценностям и искушениям.
Характеристика творчества
В создании своих произведений монах Максим следовал традициям представителей александрийской и каппадокийской школ. Он считается последователем выдающихся христианских богословов, таких как Евагрий, псевдо-Макарий и Диадоко.
Большинство исследователей считают, что Исповедник начал писать в 45 лет и продолжал свою работу не менее десяти лет. Сочинения святого носят иной характер:
- философский;
- аскетичный;
- догматический.
Каждое из произведений Максима Исповедника — это ответ на вопрос, относящийся к определенной теме или адресованный конкретному человеку. Автор уделяет достаточное внимание понятию гномической воли человека, что означает возможность выбора между добром и злом.
Структура и жанровые характеристики произведений Максима Исповедника разнообразны. Во многих случаях писатель вникает в богословское мышление, поэтому не всегда четко придерживается границ жанра.
Красная нить и другие амулеты — почему мы их не носим?
Некоторые люди, в том числе известные певцы и актеры, носят красные нити с завязками на запястьях. Что это значит и уместно ли его носить православным христианам?
С древних времен люди носили знаки религиозной принадлежности, как указание на то, что они являются последователями своих религий и хотят открыто свидетельствовать об этом.
Красная нить стала популярной благодаря деятельности — сначала в Соединенных Штатах, а затем и в других странах — так называемого Центра Каббалы, основанного в конце 1960-х годов религиозным предпринимателем Филипом Бергом. Само слово «каббала» изначально означает мистическую традицию в иудаизме, но следует отметить, что ортодоксальные евреи отказываются признавать «центр каббалы», поскольку он имеет гораздо больше общего с оккультизмом и движением Нью Эйдж, чем с иудаизмом.
Поэтому завязать красную нить на запястье означает заявить о своей приверженности убеждениям, несовместимым с христианством, и отойти от истинного Бога к силам, которые нас не любят. Писание настаивает на том, что мы должны оставаться верными единому истинному Богу. Первая заповедь гласит: Я Господь, ваш Бог .. не имейте других богов, кроме Меня (Исх 20, 2-3).
Молитвы
Тропарь преподобному Максиму Исповеднику , глас 8
Увещевание Православия, / милосердие к учителю и чистоте, / вселенское светило, / богодухновенное монастырское удобрение, / величайшая мудрость, / вашим учением все просветили душу, молящуюся Христу.
Перевод: наставник Православия, учитель благочестия и чистоты, светильник мироздания, епископское украшение, вдохновленное Богом, Максим Премудрый, ты просветил всех своим учением, духовной лирой; молитесь Христу Богу о спасении наших душ.
Кондак преподобному Максиму Исповеднику , глас 6
Тризианский Свет, который есть все в вашей душе, / ваза выбрана, чтобы милостиво показать, какова Божественная цель, / вы говорите неудобное рассуждение, благословенно, / и Троица для всех, я очень хорош, я прихожу через
Перевод: Трисианский Свет, проникший в вашу душу, явился вам, всем благословенным, в избранном сосуде: откройте Божественное до концов земли, обнажая непостижимое для разума, Благословенный Максим, и ясно провозглашая Троицу всем, Сверхсущественный, без начала.
Ин кондак преподобному Максиму Исповеднику , глас 8
Троица верных и великий Максим, / ясно обучающая божественной вере / также прославление Христа, в двух природах, в воле и делах существования, / в достойных песках, в вере, в почти плачущем , в крике.
Перевод: Великая Троица великого Максима, который ясно учит божественной вере, которая состоит в прославлении Христа в двух природах, воле и делах, достойна молитвенных песен, верующих мы чтим, восклицая: «Радуйся, проповедник веры».
Молитва преподобному Максиму Исповеднику
О святой начальник, достопочтенный отец, благословеннейший хавво Максим! Не забывай до конца своих принесенных в жертву, но всегда помни в святых и благоприятных молитвах к Богу: помни свою паству, он не забыл о себе, и не забывай посещать чад твоего духа, я свят для тебя сегодня… Царю небесному: не молчи о нас от Господа и не созерцай нас с той верой и любовью, которые прославляют тебя: вспомни нас, недостойных Престола Вседержителя, и не переставай молиться за нас Богу Христу, и для вашего блага. Мы не думаем, что вы мертвы: тем более в теле вы удалились от нас, но вы все еще живы, когда вы мертвы, не уходите от нас в духе, сохраняя нас от стрел врага и от всех торжества дьявольской бесовщины и зла. Но твой святой рак перед нашими глазами всегда виден, но твоя святая душа с ангельским воинством, со свободными лицами, с небесными силами, на престол Вседержителя ты достоин и достоин прийти Мы молим Бога Вседержителя, ради наших душ, и мы просим себя время для покаяния, чтобы мы не могли вернуться с земли на Небеса, от испытаний несчастных, благословений воздушных князей и презираем со всеми праведниками, которые испокон веков нравились Господу Иисусу Христу: Ему подобает вся слава, честь и преклонение перед Отцом без Отца и Святейшим, Добрым и животворным, Духом Божьим и животворящим Его на веки. Аминь.
Величание преподобному Максиму Исповеднику
Мы радуем тебя, / достопочтенный отец Максима, / и чтим твою святую память, / монашескую бдительность / и ангельского собеседника.
Дальнейшие события
Несмотря на соборное одобрение богословской позиции Максима на VI Вселенском Соборе, ни он, ни Папа Мартин не только не были прославлены, но и не реабилитированы. Отношение к ним многих епископов оставалось неоднозначным, и они продолжали оставаться государственными преступниками. Максим прославился после смерти, чему способствовали многочисленные чудеса на его могиле.
Лишь на VII Вселенском Соборе, благодаря тому, что в произведениях преподобного содержались важнейшие аргументы в защиту иконопочитания, оно было реабилитировано. Затем был второй период иконоборчества, продолжавшийся до Константинопольского Собора 843 года, во время которого было невозможно признать святость Максима Исповедника.
В Римско-католической церкви почитание Максима началось еще до создания Конгрегации канонизации святых.
Память Максимов Монако отмечается 3 февраля (21 января по старому стилю) и 26 августа (13 августа по старому стилю) (перенос мощей).
Монашеская жизнь
Осознавая опасность сложившейся ситуации и не желая участвовать в ней из-за своей преданности Православию, преподобный Максим неожиданно для окружающих отказался от светского благополучия и поступил в монастырь Хрисополис.
В монастыре он посвятил себя молитвам и делам. Со временем братья стали относиться к нему настолько доверительно, что решили избрать его своим настоятелем (этот факт неоднократно оспаривался критиками из-за того, что Максим не имел святого сана). Он, как никогда не стремиться к славе и смиренно не считать себя достойным такого духовного титула, сопротивлялся, но на неустанные просьбы он принимал.
Понимая, что он должен подавать пример своим братьям в качестве настоятеля, монах Максим еще больше увеличил свои предприятия.