Почему князь Владимир Святославич крестился в Крыму?

Византия: друг или враг?

Ситуация в конце Х века была следующей. Князь Владимир разбил братьев в схватке, разразившейся после гибели князя Святослава в печенежской засаде. Прервался процесс распада Руси на отдельные княжества. Россия снова едина. Но победоносный князь понял, что одной державе нужно больше, чем языческие верования предков. Необходимо принять христианство, кроме того, православное христианство — так как оно распространено среди могущественного соседа России Византии. В Византии можно найти священников, необходимых для крещения, книги и ритуальные предметы.
Но отношения с Византией в то время были далеки от идеала. Византийцы еще не забыли, как князь-воин Святослав потряс основы их империи в 970-971 годах. Тогда власти римлян с большим трудом удалось победить «скифского варвара», намеревавшегося изгнать византийцев с Балканского полуострова. Чтобы переправить Святослава через Дунай, потребовалось напряжение всех военных сил империи. А потом понадобились горы золота, чтобы подкупить пеценегов и заставить их напасть на русского князя, возвращавшегося в Россию после похода. Им удалось уничтожить Святослава, но с тех пор в Константинополе было очень враждебное отношение к России.
Византийский Василевс не хотел ни в чем помогать «скифам», даже в крещении. Но в начале правления князя Владимира ситуация в Византии изменилась. В империи вспыхнуло военное восстание. Сначала восстал командующий восточными армиями империи Вардас Склир. Для борьбы с ней император Василий II послал армию под командованием Варда Фоки. Он одержал победу, но вскоре после этого провозгласил себя императором. В начале 988 года повстанческие войска подошли к самой византийской столице, от которой их отделял только пролив Босфор.
В то же время болгарские племена разорили владения Византии на западе. Положение Византии было критическим.

Князь Владимир — мудрый правитель

После крещения Россия продолжила активную внешнюю политику: борьба с Польшей, с белыми хорватами, война с пеценегами, которая длилась до 1990-х годов. Позже на основе воспоминаний о Печенежской войне сложились легенды (легенда о белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.). Для защиты от печенегов вдоль южной границы Киевской Руси было построено несколько крепостей, а также частокол на набережной.

Святой князь Владимир
Древнерусское государство (выделено светло-зеленым) в эпоху князя Владимира

Владимиру приписывают авторство «Устава Церкви», определявшего юрисдикцию церковных судов. Кроме того, князь Владимир начал чеканить собственные монеты по византийским образцам: золото («золотые монеты») и серебро («серебряные монеты»). На большинстве монет киевский князь изображен сидящим на троне, а рядом с ним надпись: «Владимир на столе, и взор его золотой (или: серебро)»; также есть варианты жгутов.

Святой князь Владимир
Златник великого князя Владимира. Передний
Святой князь Владимир
Сребреник великого князя Владимира. Одесский нумизматический музей

Правление князя Владимира ознаменовалось началом книжного просвещения на Руси, которое явилось следствием крещения Руси. Детей стали брать из семей и отправлять на учебу. Так сообщает «Повесть прошлых лет»:

Он отправил собирать детей из лучших людей и отправлять их на книжное обучение. Матери этих детей оплакивали их; ибо они еще не были тверды в вере и плакали о них, как о мертвых.

Мастерами были не только византийцы, но чаще болгары, ранее учившиеся на Афоне. В России вскоре выросли известные риторы и литературоведы, такие как, например, один из первых писателей в России, автор знаменитого «Слова закона и благодати» митрополит Иларион (990-1055.)

Святой князь Владимир
Сант’Иларион, митрополит Киевский. Киево-Печерское дерево святых. Значок. Фрагмент. 1660. Из Благовещенской церкви в Угличе. Угличский музей

При киевском князе на Руси началось активное каменное строительство, хотя самые ранние известные нам постройки этого типа относятся ко времени правления сына Владимира Ярослава Мудрого. Были размещены такие города, как Владимир на Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.).

Вероятно, в последние годы жизни князь Владимир решил нарушить принцип престолонаследия и передать власть своему любимому сыну Борису. Князь Киевский Владимир упокоился 15 июля 1015 года в Берестове.

Коварный базилевс

Император Василий II остро нуждался в военной помощи. Он был готов принять это от кого угодно. Поэтому, когда император узнал о желании киевского князя Владимира креститься, он с радостью изъявил желание помочь русскому князю в этом деле. Взамен император попросил войска для борьбы с повстанцами.
Князь Владимир согласился помочь несчастному императору, но помимо крещения попросил Василия отдать ему в жены сестру Анну. Византийский базилевс согласился. Этот факт красноречивее любого другого говорит о том, насколько катастрофическим было положение Византии в то время. Ведь византийские самодержцы считали себя наследниками великой Римской империи. Все правители других европейских держав считали варваров недостойными вступать в семейные отношения с византийскими «порфировыми» принцессами. Даже когда немецкий король Отто Великий, создатель Священной Римской империи и чрезвычайно влиятельный правитель в Европе, попытался расположить к своей жене одну из принцесс византийского дома, его с презрением отвергли. А здесь — неслыханное дело! Выйти замуж за какого-нибудь «скифского», «варварского князя Владимира» на сестре самого императора! О каком еще унижении вы могли бы подумать?
Но, как говорится, идеалы есть идеалы, а политика есть политика! Чтобы сохранить престол, Василий II согласился принести в жертву свою сестру.
Для Владимира этот брак был еще и тем более банальным укладом семейной жизни. Брак с княжной Анной имел чисто политическое значение. Если жена русского князя станет представительницей византийской правящей династии — династии, отказывающейся от брака с французскими князьями и немецкими королями, — то можно представить, насколько возрастет престиж российского государства?
После заключения русско-византийского союза князь Владимир послал на помощь императору отряд из 6000 воинов. В то время это была впечатляющая военная сила. Объединенные силы русских и византийцев нанесли поражение войскам восставшего Варда Фока близ Крисополи (на берегу Босфора). Тогда русские войска помогли императору восстановить его власть во всех самых отдаленных уголках империи. Таким образом, в византийском хронографе Яхья Антиохии даже упоминаются боевые действия Руси в составе византийской армии на севере Сирии!

Корсунский поход

Однако после одержанной победы коварный Василевс не спешил сдерживать свое обещание. Опасность миновала: «русский варвар» может обойтись без византийской царевны! Так князь Владимир решил показать высокомерным византийцам, что «такие цифры не работают» с Россией. Так начался Корсунский поход князя Владимира.
Византийский город Херсонес располагался на скалистом участке крымского побережья на территории современного Севастополя. Он был основан в конце V века до нашей эры греческими колонистами. Затем Херсонес вместе со всем южным берегом Крыма перешел под власть византийцев. На Руси Херсонес назывался Корсуней, поэтому поход князя Владимира на него прозвали «Корсунским».
Оборонительная система Херсонеса Таврического представляла собой мощную стену по всему периметру, даже с моря. Высота стен достигала 8-10 м, башен 10-12 м.
В общем, крепость Херсонес была «крепким орешком». Именно этот «орех» решил откусить князь Владимир. Так об этом пишет Русская летопись:
«В 6496 (988) году Владимир пошел с войском в Корсунь, греческий город, и корсунцы заперлись в городе. И Владимир остановился на другой стороне города у пристани, летящей из города стрелы, и упорно сражался из города. Владимир осадил город. Люди в городе начали падать в обморок, и Владимир сказал горожанам: «Если вы не сдадитесь, будет три года бездействия». И вот некий муж Корсуна пустил стрелу, написав на ней: «Копай и добывай воду, иди через колодезные трубы, которые позади тебя с востока». Владимир, услышав об этом, взглянул на небо и сказал: «Если это сбудется, я сам крещен!» И сразу приказал рыть трубы и взял воду. Люди захотели пить и сдались».
Главная византийская крепость в Крыму оказалась в руках русских…

Почему Херсонес, а не другое место в Византии?

Еще в IV веке Херсонес был важнейшим оплотом Византийской империи во всей Восточной Европе. Он был одновременно центром политической и коммерческой власти и величайшим центром церковной жизни.

Только здесь был епископ, распространивший свою власть на племена, жившие в соседних землях. А в те времена Таинство Крещения мог совершать только сам епископ.

Крещение Руси князем Владимиром

Летопись определяет крещение Руси как результат сознательного «выбора веры» князем Владимиром: проповедники иудаизма, ислама, западного «латинского» христианства были приглашены к его двору, пока Владимир, как сообщается в летописи, после общения вместе с «греческим философом» он остановился на христианстве византийского обряда.

Святой князь Владимир
Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л. 49 т.

Важным толчком к крещению Руси стала просьба Владимира женить его на Анне, сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII, в обмен на поддержку в борьбе с захватчиком Варда Фока (? — 13.04.989). Византийские правители согласились, но в свою очередь попросили крестить киевского князя. Не получив невесту, разгневанный Владимир напал на византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму, и только после этого состоялась свадьба.

Армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира, также сообщает о масштабах российской военной мощи и крещения:

Тогда все жители Рузова (Руси), которые были там (в Армении около 1000), поднялись на битву; Их было 6000 — лакеев, вооруженных копьями и щитами, — которых царь Василий спросил у царя Рузова, когда тот выдал свою сестру замуж за последнего. В то же время русы уверовали во Христа.

Датой Крещения Руси считается 988 год. При крещении Владимир принял имя Василий. Известно, что незадолго до крещения Владимир ослеп, а вскоре после крещения к нему вернулось зрение. Известно, что в Киеве крещение людей проходило относительно мирно, в отличие от Новгорода, где крещение проводилось Добрыней и сопровождалось восстаниями язычников, карательными методами баптистов. На землях Ростова и Суздаля, где местные славянские и финно-угорские племена не были полностью подчинены политически, христиане оставались меньшинством, видимо, даже после князя Владимира (до 13 века среди вятичей преобладало язычество).

Святой князь Владимир
Крещение русских. Миниатюра из среднеболгарского перевода Летописи Константина Манассии. Московская перепись 1345 г. Государственный исторический музей

Во время крещения Руси установилась и церковная иерархия. Россия стала Киевской митрополией Константинопольского Патриархата, а в Новгороде была создана епархия. После крещения Руси у князя Владимира было два последовательных христианских брака: с вышеупомянутой византийской царевной Анной, а после ее смерти в 1011 году — с 1018 года со второй женой, которую называют «мачехой Ярослава». У князя Владимира было 13 сыновей и 10 дочерей. Самыми известными среди них были Святополк, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб.

Во всем виновата женщина?

По словам Игоря Данилевского, есть и другая версия того, как все это произошло. В 987 году князь Владимир захватил греческий город Корсунь, расположенный на юго-западном берегу Крыма (впоследствии он был назван Херсонесом). Владимир пообещал вернуть город грекам, если их императоры поженятся во Владимире на их сестре, византийской принцессе Анне. Это, помимо прочего, значительно повысило статус самого Владимира, сразу ставшего в один ряд с византийскими императорами. Однако Анна отказалась выйти замуж за Владимира, поскольку он был язычником.

Далее в источниках летописи упоминается о слепоте, которая поражает Владимира в момент, когда Анна приезжает в сопровождении духовенства в Корсунь для встречи с Владимиром. Он предлагает ему немедленно креститься в надежде на выздоровление. И слепота действительно падает с его глаз, когда князь принимает христианство.

«Действительно, это очень красивый образ, когда умственная слепота покидает Владимира: благодаря крещению« он прозрел », — говорит Игорь Данилевский.

Московский Епархиальный дом с храмом святого князя Владимира

Епархиальный дом Москвы практически находится на Садовом кольце в Лиховском переулке, 6.

В этом здании, построенном новомучеником Владимиром в 1901 году с целью народного просвещения, в 1917-1918 гг. Проводились заседания исторического Поместного Собора Русской Православной Церкви, в нем размещались Епархиальная библиотека, Музей, а с 1918 г. Институт Богословия.

В 20-е годы епархиальный дом был закрыт, разграблен, передан Центральной студии документальных фильмов и обезображен перестройкой. В 2003 году мемориальное здание было незаконно продано частным лицам после фиктивного банкротства.

Возвращение здания в состояние стало возможным благодаря поистине героическим совместным усилиям государственных служащих, юристов и членов попечительского совета Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Состоялось более 30 арбитражных судов, выплачено более 2 миллионов долларов.

В настоящее время получено распоряжение Росимущества и заключен договор на право ПСТГУ на бесплатное пользование зданием. К 1000-летию со дня кончины святого князя Владимира, которое будет отмечаться в 2015 году, здание должно быть полностью отремонтировано. Это единственный большой Владимирский храм в Москве (остались только приделы и домашние церкви.

Где происходило венчание?

Предполагается, что после крещения в купели Владимир пошел по тропе к церкви апостола Петра. Следует отметить, что его ходы сохранились до наших дней. Там он принял участие в литургии и женился на Анне Порфирогенитус. Хотя Крестильный зал является отдельным зданием, он по-прежнему является частью целого храма апостола Петра. Он был раскопан в 1853 году и был построен при Константине Великом в 4 веке.

Сегодня возле этого места в Херсонесе построен Владимирский собор. Автор его проекта — академик архитектуры Дэвид Гримм. Стиль этого здания — неовизантийский. Строительство велось на пожертвования 30 лет, с 1861 по 1892 год. Этот собор является вторым по величине на Крымском полуострове, его высота составляет 26 метров.

Икона святого равноапостольного Владимира

Иконография святого равноапостольного Владимира традиционна для всех равноапостольных святых. Апостолам равны те святые, которые служили Господу, освещая людей светом Христа. Например (если мы говорим о святых князьях и королях) они обращали в христианство граждан страны, в которой они царствовали. Эти святые уподобляются апостолам — проповедовать Евангелие. Это Санта-Мария Маддалена; и император Константин и его мать, королева Елена; и Санта Нина, осветитель Джорджии; и великая княгиня Ольга; и князь Владимир, крестивший Русь.

Равноапостольный князь Владимир традиционно изображается стоящим на иконах. В его правой руке крест — символ проповеди Христа, которую вели все святые, равные апостолам. В левой руке свиток или меч.

Другой традиционный образ святого Владимира — вместе со святой Ольгой, равной апостолам, первым правителем России, принявшим христианство.

Исторический выбор

Владимир предъявил византийскому императору ультиматум, который, говоря на неофициальном языке, можно было бы выразить так: либо соблюдайте условия договора и отдайте мне в жены княжну Анну, либо можно навсегда забыть о Крыме. Василий II понял, что шутки с русскими — это плохо. Неохотно он был вынужден согласиться.
Княгиня Анна поехала в Крым на встречу с «русским варваром». Для византийской принцессы это была настоящая трагедия: из роскошного Константинополя уехать жить с дикарями «Тавро-Скити», как византийцы пренебрежительно называли русских. Крикнув, принцесса поприветствовала своих близких, сказав: «Я иду, как если бы я была сыта, лучше бы мне здесь умереть». Но ничего не поделаешь, иначе Владимир никогда бы не вернул Херсонес. Анне пришлось посчитать.
С ней пошли греческие православные священники. По прибытии Анны в Херсонес Владимир вместе со своей свитой немедленно крестился, после чего состоялась торжественная свадьба русского князя и византийской княгини.
Херсонес был возвращен византийцам. И князь Владимир вернулся на Русь, где уже было массовое крещение сначала киевлян, а потом и жителей других регионов России. Россия сделала свой исторический выбор: язычество уступило место православию. И начало этого исторического перелома было именно в Крыму — за восемь веков до того, как Крымский полуостров окончательно вошел в состав Российского государства…

  • Беловодье — секрет затерянной страны
  • Гита Уэссекская — судьба английской принцессы в России
  • Битва на Куликовом поле — кратко неизвестные факты о Мамаевской резне

Пароход Республика и его золото

Если бы все корабли добрались до порта назначения, современным подводным кладоискателям нечего было бы делать. Но история морских путешествий полна трагедий и, как следствие, огромного количества пропавших сокровищ. 75 миллионов долларов были на дне моря почти 150 лет. Именно в таком количестве современные специалисты оценили золотой груз американского корабля «Республика», затонувшего в 1865 году в Атлантике…

Доставка ленд-лиза через Аляску и Сибирь

Вышел июнь с частыми грозами, наступила жара июля 1942 г. Это был второй год кровопролитной войны. Обстановка на фронтах была ужасной: оборона взрывалась.

  • Беловодье — секрет затерянной страны
  • Хан Кучум: правитель Сибирского ханства
  • Тайны княгини Ольги
  • Софья Палеолог: Византийская любовь к России
  • Три богатыря — кто они?
  • Садина — древний город Руси под Томском
  • Основные мифы о Ледяной битве
  • Мария Нагая: Почему жена Ивана Грозного узнала своего сына в Лжедмитрии?

Монеты князя Владимира

Во время своего правления князь Владимир по примеру Византии впервые в России начал чеканить монеты. Они были сделаны из золота и серебра и назывались соответственно «золотом» и «серебром». На монетах был изображен князь восседающий на престоле, и было написано: «Владимир на столе», что означает «Владимир на престоле».

Храмы в честь святого князя Владимира

Во имя святого князя Владимира есть храм в Москве в Старых Садехах. Он был построен в 1514-16 годах предположительно архитектором Алевизом Фрязиным (Новым) на месте старинного одноименного храма. Боковая часовня Кирика и Юлиты была пристроена в 1677 году. В 1670 году был перестроен главный храм, существенно изменена вся верхняя часть. Вторая северная часовня в честь святых Бориса и Глеба была пристроена в 1689 году. Храм был закрыт в 1933 году, затем обезглавлен. Услуги были возобновлены в 1991 году.

Святой князь Владимир
Церковь равноапостольного князя Владимира на Старых Садехах в Москве

Именем святого князя Владимира освящена церковь Кирилло-Белозерского монастыря, построенная в 1554 году.

Святой князь Владимир
Храм во имя святого князя Владимира в Кирилло-Белозерском монастыре

Также в честь святого Владимира придел (между 1113 и 1125 гг.) Церкви Преображения Господня в Берестове в Киеве и придел (1635 г.) церкви Воскресения Слова в селе Исайда, Рязань области, были освящены.

В селе Староуткинск Свердловской области ведется строительство храма святого князя Владимира Русской старообрядческой православной церкви.

Святой князь Владимир
Строящаяся церковь во имя святого благоверного князя Владимира РПСЦ

Есть также старообрядческая община во имя святого князя Владимира (часовни, беспоповцы) в селе Дерсу Приморского края.

Церковное почитание князя Владимира

Точных данных о начале почитания храма князя Владимира нет. Возможно, изначально Владимира поминали вместе с сыновьями святые князья Борис и Глеб.

Святой князь Владимир
«Царь Владимир». Праздничная минея, 1619 г

Почитание князя Владимира как святого и по сей день вызывает споры среди историков. Известно, что Византия отказалась признать его святым. Возможно, потому, что его языческое поведение, подробно описанное в анналах, еще не забыто. Но для России заслуги Владимира перед Отечеством были очевидны: Владимир — креститель Руси, мудрый правитель, полководец, человек щедрый и милосердный.

Святой князь Владимир
Владимир I Святославич. Миниатюра из спектакля «Хозяин царя»

Еще одним препятствием для почитания храма князя Владимира было отсутствие чудес, связанных с его именем. Точное время канонизации киевского князя неизвестно. Владимир умер в 1015 году, и самые ранние сохранившиеся письменные свидетельства его официального почитания относятся к XIV веку. Литургические книги отмечаются как День памяти Владимира 15 июля (по старому стилю).

Мощи князя Владимира не получили дара чудес, поэтому в Церкви шли споры о его святости. Однако заслуги князя Владимира для государства Русского были значительны и велики для всего русского народа, поэтому народное почитание князя Владимира возникло еще в XI веке. После смерти Владимира вокруг его образа сложился целый эпический цикл. В народной памяти сохранилось представление о Владимире как о гостеприимном и милосердном князе, «Красном Солнце». Князь Владимир Святославич до сих пор почитается как человек, живший во благо и славу Отечества.

Святой князь Владимир
Святой князь Владимир, равный апостолам. Фреска. Ферапонтов монастырь, 1502 г

Как выглядела купель?

Разбираясь в вопросе, где крестился князь Владимир, будет интересно узнать, как это произошло. Предполагается, что изначально купель, в которой совершалось причастие, была именно такой, которую художник Васнецов изобразил на картине во Владимирском соборе в Киеве.

В Херсонесе он был высечен в скале, на данный момент его глубина составляет 74 сантиметра. Когда он открылся в 1880-х годах, было обнаружено, что вся впадина была облицована мрамором. Крест внизу тоже был покрыт мрамором. К сожалению, со временем все это великолепие было унесено, и сегодня есть голая скала, имеющая светло-коричневый цвет. Даже крест не сохранился.

В то время крестильный зал воспринимался как обычный храм. В 1890-х годах выдающийся русский инженер Александр Львович Бартье высказал гипотезу о том, что именно там, где крестили князя Владимира, находилась каменная мраморная купель для крещения. В советские годы экспедиция Беляева полностью обследовала памятник. И с исторической точки зрения, и с археологической, и с канонической, и с литургической.

Сейчас считается доказанным, что именно на месте бывшего (крестильного) храма, в найденном источнике, было совершено крещение Владимира в Херсонесе. После того, как С.А. Беляев совершил поездку по Европе с докладом на эту тему, научная общественность приняла это свидетельство.

Почему другие религии не понравились князю

Летописи рассказывают, что к Владимиру приходили представители сильнейших религий, чтобы обратить его в свою веру.

«Это были представители греческого и римского христианства, а также мусульмане Волжской Булгарии (не путать со славянскими болгарами) и хазарские евреи. И начался богословский спор. Каждый выступил, описывая преимущества своей религии и критикуя всех остальных. Самая широкая из тех, о которых говорится в летописи, — это речь так называемого Философа, которая, по всей видимости, основана на кириллических источниках — священных книгах, уже переведенных на славянский язык », — говорит специалист по истории Древней Руси Игорь Данилевский, профессор, доктор исторических наук.

После этого разговора князь Владимир обращается за советом к боярам. Говорят, на все это надо смотреть собственными глазами. И поэтому в каждую из стран отправляется делегация, чтобы посмотреть, как совершаются службы и как каждая из религий отражается в жизни.

Катящиеся камни
картина «Великий князь Владимир выбирает религию» / Яичник Иван

Вернувшись, бояре рассказывают все, что видели. Например, при выборе учитывались в том числе и запреты на еду. Владимира не устраивало, что и мусульмане, и евреи не должны есть свинину и что мусульмане не должны даже пить вино. Летопись приписывает ему известную фразу: «Россия — радость выпивки, без нее не обойтись».

«Однако мне очень понравилась каждая из религий», — говорит историк. — Например, князя Владимира очень поразило то, что у мусульман может быть несколько жен. Послы также с ликованием говорили о том, что они никогда не видели такой красоты, как в Греции, где бы то ни было. То есть в этой фазе все происходит в значительной степени на эмоционально-оценочном уровне. С другой стороны, нужно понимать, что связи между Россией и Византией были постоянными и, скорее всего, христианская вера хорошо соответствовала определенному менталитету, принятому в России, набору идей и культурных норм».

Был ли Владимир первым

Катящиеся камни
картина «Крещение князя Владимира» / Васнецов Виктор

В летописях сохранились и другие более ранние версии крещения Руси.

«Считается, что первым, кто объявил о крещении России, но не крестил ее, был апостол Андрей. Он первым из апостолов прибыл на территорию России и говорит, что в том месте, где он останавливался будет большой город и много церквей. И остановится там, где позже был построен Киев », — говорит Игорь Данилевский.

В источнике летописи упоминается крещение Руси при Константинопольском патриархе Фотии. Произошло это после нападения русов на Константинополь в 860 году. Фотий отправил в Киев миссионеров. Историк Данилевский предполагает, что в этом, скорее всего, участвовали российские дружинники и одиночки. По некоторым данным, в этот период вместе с боярами крестились киевские князья Аскольд и Дир. Поэтому эти события иногда называют Фотием или Аскольдовым крещением Руси.

«Историки расходятся в оценке роли киевского князя Аскольда, в оценке того, что он способствовал распространению христианства. Но в церковной традиции говорится, по крайней мере, о его личном крещении — есть даже сторонники его канонизации. Многие народы, племена, пытавшиеся осадить Восточную Римскую империю, были поражены ее культурой, мудростью, духовностью и часто принимали восточное христианство. Так что весьма вероятно, что после крещения Аскольда произошло крещение ряда людей из его окружения. Известно, что до Владимира на Руси были христиане. Святая княгиня Ольга, внучка которой была Владимиром, была христианкой и посещала богослужения в Киеве. Но Православие приняли отдельные люди. Очевидно, что до Владимира и в первый период его правления Киев оставался языческим », — говорит Всеволод Чаплин.

Как появилась беседка?

Раньше путь к пляжу проходил через незамкнутую реальность и сюда приходили люди. Как известно, в годы перестройки отношение властей к церкви изменилось, началось возрождение храмов и церквей. Тогдашний благочинный местного округа отец Георгий Поляков придумал установить здесь беседку, чтобы хоть как-то увековечить место крещения князя Владимира. Когда он был изготовлен и должен был быть установлен, никакой поддержки со стороны руководства музея не нашлось. Это был конец 90-х годов прошлого века.

Тогда отец Георгий нашел оригинальный выход. Специалисты, с которыми он договорился, доставили беседку к источнику на вертолете. Его опускали максимально точно, а затем максимально надежно закрепляли на скале. Затем было отмечено место крещения князя Владимира.

Молитва первая святому равноапостольному князю Владимиру

О великий раб Божий, избранный Богом и прославленный Богом, равный апостолам князю Владимиру! Вы отвергли языческое зло и беззаконие, вы поверили в Единого Истинного Троичного Бога и, приняв Святое Крещение, осветили всю Российскую страну светом божественной веры и благочестия. Славно и благодарив нашего Милосердного Создателя и Спасителя, мы прославляем, спасибо, нашего просветителя и отца, что касается вас, зная спасительную веру Христа и крестившись во Имя Пресвятой и Божественной Троицы: этой верой мы будем освобождены от адского осуждения Бога, девианов и вечных мучений: от веры в восприятие благодати принесения Богу и от надежды на унаследование небесного блаженства. Вы наша первая глава для Создателя и Завершителя нашего вечного спасения, Господа Иисуса Христа; Вы теплый молитвенник и заступник за Родину Российскую, за армию и за всех людей. Наш язык не может описать величие и высоту благословений, которые вы даровали нашей земле, нашим отцам и предкам, а также нам, недостойным. О очень добрый Отец и наш просветитель! Обратите внимание на нашу слабость и умоляйте милостивого Небесного Царя, чтобы он не гневался на нас, потому что из-за нашей слабости мы грешим каждый день, чтобы он не губил нас нашими беззакониями, но помиловал и спас нас, Его милость , вложи его спасительный страх в наши сердца, просвети наши умы Его благодатью, в ежике пойми пути Господа, оставь пути зла и заблуждения, сражайся путями спасения и истины, непоколебимым исполнением заповедей Бог и уставы Святой Церкви. Милосердно молитесь, любящий Господь человечества, чтобы он дал нам свою великую милость, чтобы он освободил нас от вторжения инопланетян, от внутренних волнений, от восстаний и борьбы, от голода, от смертельных болезней и от всего зла, которое приносит нам добро воздуха и плодородие земли, дай нам ревность о спасении стада, всем людям спешку исправлять свое служение, взаимную любовь и сочувствие на благо Отечества и Святой Церкви, верно вознесись, пусть свет спасительной веры сияет в нашей стране во всех ее крайностях, пусть все ереси и расколы, чтобы мы жили в мире на земле, пусть вечное блаженство будет даровано нам вместе с тобой, хваля и превознося Бога во веки веков . Аминь.

Оцените статью
Блог про православные обряды