Принятие христианства княгиней Ольгой

Содержание
  1. Положение христиан на языческой Руси
  2. Что сказано у Иоанна Скилицы?
  3. Храмы во имя святой равноапостольной княгини Ольги
  4. Взгляд в сторону Византии
  5. Как святитель Филарет Московский «брал взятку» у сельского дьяка
  6. Второй визит Ольги к императору – после крещения в Константинополе
  7. Распространение христианства на Руси
  8. Крещена именем Елена
  9. Как крестили русскую правительницу
  10. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Картины
  11. Апостольский подвиг княгини Ольги
  12. Что известно из сочинения «О церемониях»?
  13. Просьба Ольги к немецким католикам
  14. Причины принятия христианской веры
  15. Предпосылки крещения Руси
  16. Теория первая: покаяние и поиск истины
  17. Святитель Иннокентий на Уналашке: как ему удалось убедить алеутов отказаться от многоженства и убийства рабов
  18. Жизнь княгини
  19. Народная память о святой равноапостольной княгине Ольге
  20. Теория вторая: политический шаг
  21. Женщина подошла к известному старцу с вопросом. про умирающих индюшек! Пока все смеялись, вот что сделал старец
  22. Эта блаженная незаслуженно забыта: ее почитали не меньше Матроны Московской и Ксении Петербургской
  23. Почитание святой равноапостольной княгини Ольги
  24. Что сказано в житии?
  25. Значение в русской истории
  26. Что сообщает Продолжатель Регино Прюмского?
  27. Как среди наших святых оказался князь, который жил в Орде и женился на ханской дочке?
  28. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Иконы
  29. Тропарь, кондак и канон святой равноапостольной княгине Ольги
  30. Свидетельство византийского императора

Положение христиан на языческой Руси

Не следует думать, что языческая Россия вела жестокие гонения на христиан, чем когда-то славился Рим. Относительная свобода вероисповедания и постоянные контакты с византийцами привели к тому, что уже в конце 866 года патриарх Константинопольский Фотий, посылая «Окружное послание» иерархам, упомянул там о крещении Руси.

Русские христиане упоминаются также в договоре 944 года, заключенном между Византией и Киевской Русью. В составе княжеской дружины упоминаются не только славянские и варяжские язычники, но и христиане. А во времена Ольги здесь был собор Святого Илии и несколько крупных христианских церквей.

Таким образом, христианство для России не было чем-то неизвестным и пугающим. Христиане и язычники мирно сосуществовали бок о бок. Рано или поздно правитель тоже должен был заинтересоваться иностранной религией.

Что сказано у Иоанна Скилицы?

Ольга в Константинополе

Существует также более поздний византийский источник XI века, в котором говорится о крещении 1950-х годов. Это «История византийских императоров с 811 по 1057 год», написанная Иоанном Скилицей, официальным лицом и летописцем Алексия Комнина.

Он сообщает, что Эльга, жена русского архонта, которая когда-то вела поход против римлян, прибыла в Константинополь после смерти мужа. Она открыто выбрала истинную веру, крестилась и получила большие почести, а затем вернулась домой.

Так, по сведениям из большинства источников, Ольга обратилась в христианскую веру в столице Византии осенью 957 года. По всей вероятности, Роман крестил ее сына Константина VII вместе с патриархом Полиевктом. Ольга решила пойти на этот шаг заранее, несмотря на то, что легенда в сказке прошлых лет изображает это как спонтанное.

Храмы во имя святой равноапостольной княгини Ольги

На северо-западе России находилось кладбище Ольгинского креста. Именно сюда, как сообщают летописные источники, в 947 году приехала княгиня Ольга собирать подати. В память о своем необычайном спасении при переходе через пороги и незамерзающую Нарову княгиня Ольга воздвигла деревянный крест, а затем камень. На участке Ольгинского креста находились почитаемые местные святыни: храм во имя святителя Николая, построенный в 15 веке, каменный крест, установленный, по легенде, в 10 веке княгиней Ольгой. Впоследствии крест был установлен в стене церкви Сан-Никола. В 1887 году церковь достроили приделом во имя святой княгини Ольги. Никольский храм был взорван в 1944 году отступающими немецкими войсками.

Святая равноапостольная княгиня Ольга
Протянуть Ольгин крест с церковью во имя святителя Николая Чудотворца

В Киеве на улице Трехсвятительской (улица жертв революции) до 1930-х гг. ХХ века здесь была церковь, посвященная трем святым: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Он был построен в начале 1980-х годов. XII век князем Святославом Всеволодовичем в княжеском дворе и освящен в 1183 году. В церкви имелась часовня во имя святой равноапостольной княгини Ольги.

Святая равноапостольная княгиня Ольга
Церковь Трех Святителей с приделом во имя Святой равноапостольной княгини Ольги в Киеве

В церкви Успения Пресвятой Богородицы (из Паромении) в Пскове освящена часовня во имя равноапостольной святой княгини Ольги. Церковь построена на месте предыдущей, построенной в 1444 году. С 1938 года церковь не действовала; в 1994 г в нем возобновились службы.

Святая равноапостольная княгиня Ольга
Успенская церковь с приделом во имя равноапостольной княгини Ольги в Пскове

Во имя равноправной апостольской святой княгини Ольги в Ульяновске был освящен единоверный храм. Церковь построена в 1196 году.

Святая равноапостольная княгиня Ольга
Церковь Святой равноапостольной княгини Ольги в Ульяновске

В Ульяновске есть одно верующая церковь во имя Святой княгини Ольги Русской Православной Церкви, равноапостольной.

Святая равноапостольная княгиня Ольга
Единый храм Святой равноапостольной княгини Ольги в Ульяновске (РПЦ)

Взгляд в сторону Византии

Говоря о связи Ольги с крещением Руси, следует подчеркнуть, что в период ее правления среди славянского населения росло число принявших христианство. В 944 году князь Игорь заключил мирный договор с Константинополем, в котором упоминаются «русские христиане», а также крестившиеся люди.

Византия имела огромное культурное влияние на Русь. Киев и Константинополь связывали давние торговые и дипломатические отношения. Более того, установление тесного взаимодействия с могущественным Византийским государством могло способствовать укреплению великокняжеской власти и авторитета Киевской Руси.

Таким образом, Ольга и Владимир думали о крещении Руси в одном направлении, что станет ясно через несколько десятилетий. Они понимали, что государству нужна религия, которая объединила бы отдельные части страны в одну, что предотвратило бы ее распад. И их взоры были прикованы к Византии.

Как святитель Филарет Московский «брал взятку» у сельского дьяка

Московские святые: 7 историй об истинной вере разных эпох

Второй визит Ольги к императору – после крещения в Константинополе

Ольга совершила вторую поездку на Византийскую землю, уже будучи истинной христианкой. Принцесса отправилась к крестному на корабле. Дорога в Константинополь длилась больше месяца. Сохранилась информация, что Ольгу сразу приняли в суд: до приема княжне пришлось ждать около двух месяцев, что было связано с определенными правилами.

Ольга привезла с собой роскошные подарки. Император со всеми почестями и вниманием встретил свою заморскую крестницу. В честь его приезда в Золотом зале дворца прошла пышная церемония. Княгиня вернулась из Константинополя с богатыми византийскими иконами и христианскими священными книгами.

Распространение христианства на Руси

Во время правления Ольги язычество и христианство продолжали довольно мирно сосуществовать на русской земле. Несмотря на то, что принцесса крестилась, единственный ее наследник отказался перейти в новую веру и продолжил жить по старым правилам. Княгиня не раз предлагала сыну принять христианство, но каждый раз предпочитала язычество. При этом Святослав не запрещал своей матери обращать солдат и других людей в византийскую веру.

принцесса

Став православной, Ольга проявила искреннее желание повсюду распространять христианство, проповедовать и знакомить с ним русский народ. Период его пребывания во главе государства, а также период после перехода власти к Святославу Игоревичу были отмечены:

  • строительство церкви Николая в Киеве, которая была поставлена ​​на гробницу Аскольда (этот князь был первым правителем России, принявшим учение Христа);
  • основание церкви во имя Святой Троицы, ставшей главным православным собором Пскова;
  • строительство церкви Святой Софии в столице России;
  • приглашение христианских миссионеров из Германии в Киев в 960 году, прибывших во главе с епископом Адальбертом.

Деятельность княгини в Киевской Руси принесла весьма щедрые плоды. Крещение Ольги приветствовалось многими и привело к первому этапу искоренения языческих обычаев. Люди любили своего мудрого и мужественного правителя, а потому охотно следовали за ним. Некоторые даже решили поехать в Константинополь, где, как и у Великой княгини, тоже совершалось таинство крещения.

В старости, полностью уйдя из правительства, Ольга полностью посвятила себя воспитанию внуков. Особенно его заботит растущий Владимир, рожденный внебрачными связями Святослава с домработницей Малушей. Именно ему суждено было войти в историю как Креститель всей Киевской Руси, искоренить язычество и быть канонизированным.

Крещена именем Елена

Святой Елены

Предварительно решившись в связи с крещением Руси, Ольга снарядила большой флот и отправилась в Константинополь. Он рассматривал свою поездку как религиозное паломничество, дипломатическую миссию и демонстрацию военной мощи России одновременно.

Рассматривая вопрос, в каком году Ольга приняла христианство, нужно сказать, что однозначного ответа до сих пор нет. Если вы сосредоточитесь на «Повести о прошедших годах», то это событие относится к 955 году и, как говорят, произошло в Константинополе.

При этом отмечается, что она была крещена лично императором Константином VII вместе с патриархом Феофилаком. При крещении ее звали Еленой — как и царицу, мать императора Константина I, жившего в 3-4 веке.

Он прославился своей деятельностью, связанной с распространением христианства и раскопками в Иерусалиме, во время которых были найдены реликвии, связанные со Страстями Господними. Возле храмов Елену почитают как святую, равную апостолам.

Как крестили русскую правительницу

Желая стать примером для будущих славянских поколений и способствовать процветанию своего государства, княгиня приняла христианство в 957 году. Ольгу крестил все тот же византийский император Константин Порфирогенит, после чего российский правитель получил имя Елена.

По преданию, император Константин был невероятно поражен красотой и умом Ольги. Он предложил ей заключить взаимовыгодный брачный союз, что могло бы значительно ускорить сближение двух могущественных государств. Княгиня, желая сохранить верность Игорю даже после его смерти, отказалась. При этом он поступил мудро и дипломатично, подчеркнув, что по христианским представлениям крестный не может жениться на собственной крестнице.

крещение

После крещения княгини Ольги в Константинополе, прошедшего с небывалой роскошью, русский государь и ее многочисленная свита вернулись в Киев. Император Константин щедро одарил свою крестницу, подарив ей богатые дары в виде золота, драгоценных камней и изысканных ваз.

После того, как Ольга приняла христианство, Русское государство понесло множество положительных последствий: авторитет государства на международной арене вырос, обычаи, считавшиеся дикими, постепенно искоренились, появилась возможность заключать династические браки. Крещение оказалось важным политическим событием, поскольку между Византией и Россией был заключен мирный договор. Это имело большое значение в возникновении военных конфликтов и способствовало их разрешению.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Картины

К образу святой княгини Ольги и ее жизни обращались в своих работах многие художники, в том числе В.К. Сазонов (1789-1870), Б.А. Чориков (1802-1866), В.И. Суриков (1848-1916), Н.А. Бруни (1856-1935).), Н.К. Рерих (1874-1947), М.В. Нестеров (1862-1942) и другие.

Святая равноапостольная княгиня Ольга
В.КСазонов. Первая встреча князя Игоря с Ольгой
Святая равноапостольная княгиня Ольга
В.И.Суриков. Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. Эскиз, 1915 г
Святая равноапостольная княгиня Ольга
FABruni. Месть Ольги кумирам древлянским. Гравюра, 1839 г
Святая равноапостольная княгиня Ольга
М. В. Нестеров. Княгиня Ольга, равноапостольная святая, 1927 г
Святая равноапостольная княгиня Ольга
Н.К. Рерих. Сант’Ольга. Эскиз к мозаике, 1915 г

Апостольский подвиг княгини Ольги

Ольга привезла в Киев иконы и богослужебные книги. Он построил церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Он обратил ко Христу многих киевлян. Принцесса отправилась на север проповедовать истинную веру. На землях Киева и Пскова, в глуши и на перекрестках, он приказал установить кресты и уничтожить языческих идолов. В городах возводились храмы.

Апостольским подвигам княгини Ольги противились язычники, как явные, так и тайные. Среди дружинников и бояр было много ненавидящих ее. Язычники оказали влияние на его сына Святослава, не желавшего принимать христианство.

Что известно из сочинения «О церемониях»?

Константин Порфирогенит

Продолжая обсуждение года принятия христианства княгиней Ольгой, следует также учитывать информацию из византийских источников. Одно из них — сочинение «О церемониях», принадлежащее перу Константина Порфирогенита.

Там говорится только об единственном визите Ольги в Константинополь, он описан довольно подробно, но нет указания года, когда это событие произошло. Но император назначил две даты официальных приемов. Первый — 9 сентября, среда, — в честь приезда принцессы, а второй — 18 октября, воскресенье. Эта комбинация наблюдалась в 946 и 957 годах.

Этот источник рассказывает о долгом пребывании княгини в византийской столице. В описании приема упоминаются два василевса: Константин и его сын Роман II Младший, который стал формальным соправителем в 945 году.

Тот факт, что идет речь о присутствии на церемонии детей Романа 938 года рождения, свидетельствует в пользу 957 года, что является вторым ответом на вопрос, в каком году Ольга обратилась в христианство. Эта версия считается достоверной историками и сегодня является общепринятой.

Просьба Ольги к немецким католикам

В 959 году «королева ковров» Елена, как ее называют в Немецких хрониках продолжателя Регинона, обратилась к германскому императору Оттону I с просьбой прислать в Россию святителя и духовенство для просвещения христианской веры и организации церкви дела. В 961 году епископ Магдебургский Адальберт прибыл в Киев с многочисленными последователями и начал организовывать Русскую Церковь. Однако с ним что-то пошло не так, так как в следующем году ему пришлось бежать обратно в Германию со своими помощниками.

Причины конфликта могут быть самыми разными. Это также могла быть реакция населения, языческого в своей массе, на немецкие методы насаждения христианства. Возможно также, что в окружении Ольги преобладают сторонники ориентации на Константинополь. Но для учителей веры нет никаких сомнений в том, что всего через два года после своего визита в Константинополь Ольга обратилась не в православную, а в католическую церковь. Правда, раскол в христианстве на тот момент еще не завершился.

Причины принятия христианской веры

Будучи язычницей, Ольга со временем стала склоняться к принятию христианства. Историки считают, что этому было несколько существенных причин:

  • желание объединить разрозненные славянские племена, чему могла способствовать только крепкая объединенная вера;
  • необходимость сделать Россию более цивилизованной державой, поскольку языческие обряды воспринимались во всем мире как варварские;
  • желание последовать примеру Европы, где многие страны в то время уже были христианами;
  • необходимость сближения с культурно развитой Византией, повышение уровня образованности и духовности русского народа.

Перед крещением Ольга вместе со своими послами отправилась в город Константинополь (Константинополь). В византийской столице княгиня планировала лично встретиться с императором, посетить православные храмы и узнать об особенностях ритуалов, чтобы принять окончательное решение о переходе в новую веру.

Предпосылки крещения Руси

Княгиня Ольга, будучи мудрой правительницей, понимала, что ее забот о жизни государства недостаточно для окончательного объединения страны. Он по-прежнему состоял из разрозненных частей, как территориально, так и духовно: люди поклонялись различным язычникам.

Во второй половине X века Россия оставалась государством, в котором княжеская власть не была сильной, она удерживалась только с помощью военной силы. Для его усиления необходимо было создать централизованное государство. Разнообразие верований, среди прочего, препятствовало этому процессу. Нужна была национальная идеология.

Говоря об Ольге и крещении Руси, нельзя забывать, что многие соседи, окружавшие древнюю Русь, уже определились с общей религией. Чтобы выделиться среди других «варварских» народов, необходимо было повысить авторитет Киевского государства. И ему также нужно было укрепить связи с христианством. Ольга это понимала и, как впоследствии ее племянник Владимир Святославович, внимательно следила за разными религиями. Он начал думать о византийской вере. В чем причина этого? Этот выбор нельзя назвать случайным.

Теория первая: покаяние и поиск истины

Жизнь княгини Ольги говорит о том, что, хотя она и родилась язычницей, она «проявила христианское смирение и хранила чистоту», «обладала мудростью, достойной человеческого разума» и «обратилась к поискам истинного Бога, так как стала ненавидеть языческих» идолов».

В мудрости и проницательности Ольги сомневаться не приходится: она до сих пор считается одним из величайших правителей в истории России. Но если его поступок был продиктован желанием найти истинного Бога, покаяться в своих злодеяниях (а его жизнь мести не оправдывает) и обрести душевный покой, он может сомневаться.

Крещение Ольги

Достоверных сведений о происхождении Ольги нет. Жизнь говорит, что она была простой крестьяниной, некоторые исследователи называют ее дочерью вещего Олега, кто-то приписывает ей скандинавское происхождение. Известно, однако, что имя ее действительно было варяжское — Хельга, но русские произносили его по-своему — Ольга (или Волга).

Будет ли языческая принцесса, известная своим жестким характером, мудростью, хитростью и проницательностью, искать спасения души в христианской религии? Вопрос спорный. Но большинство исследователей склоняются к мнению, что этот отрывок был продиктован совершенно другими причинами.

Святитель Иннокентий на Уналашке: как ему удалось убедить алеутов отказаться от многоженства и убийства рабов

Эта блаженная незаслуженно забыта: ее почитали не меньше Матроны Московской и Ксении Петербургской

Жизнь княгини

Будущая святая и великая княгиня родилась около 890 года. Ее имя — Ольга — было русской версией скандинавского имени Хельга, что переводится как «светлый», «священный». Девушка была простая, малоизвестная, хотя происходила из забытого рода Изборских князей.

Мужем княгини Ольги был князь Киевский Игорь, которого она случайно встретила на берегу реки в псковской земле. Княгиня Ольга взошла на Киевский престол после того, как князь Игорь был убит древлянами. Он правил семнадцать лет, с 945 по 962 год. У Ольги родился сын — великий князь Святослав Игоревич.

В начале своего правления Ольга прославилась как суровая и даже жестокая властительница. Первым ее поступком стала месть древлянке, убившей ее мужа. Войска Ольги безжалостно сожгли, расстреляли древлян и даже заживо закопали.

После этого никто не решился поднять руку на Ольгу, и в силу малолетнего возраста ее сына Святослава он стал единственным правителем земель Новгорода, Пскова и Киева. Однако даже когда Святослав подрос, власть оставалась практически в его руках, так как страстью сына была война, а его мать правила государством.

Ольга провела мощную административную реформу, разработала налоговую схему, начала активное каменное строительство, чего до того не было в России. И все же в народной памяти княгиня осталась не суровой властительницей, а христианкой — первой среди Рюриковичей.

После крещения Ольга прожила чуть больше десяти лет. Она умерла в 969 году и была похоронена по-христиански. Внук Великой Княгини, Святой равноапостольный Владимир, Креститель Руси, перенес свои мощи в знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, первую каменную церковь в древнерусском государстве.

В то же время, во времена равноправного апостольского князя Владимира Ольга стала почитаться как святая. День памяти Сант’Ольги (в крещении Елены) отмечался 11 июля (24 июля по новому стилю). В 1547 году великая княгиня была причислена к равноапостольным святым.

***

Согласно «Повести временных лет» свадьба князей Игоря и Ольги состоялась в 903 году, когда Ольге было уже 12 лет. Однако эта дата неоднократно оспаривалась историками в связи с тем, что сына Святослава она родила только в 942 году, то есть в возрасте 51 года, что, очевидно, кажется крайне странным. По мнению исследователей, весьма вероятно, что дата — 903 год — появилась позже, когда первоначальные древнерусские летописи пытались вернуть их в относительно гармоничный хронологический порядок.

***

В первый раз, когда древлянские послы пришли к Ольге, чтобы просить пощады за убийство мужа, она приказала вырыть глубокую яму и закопать их заживо там, а вместе с кораблем. Когда прибыли еще древлянские послы, он приказал им затопить баню, где их сожгли заживо.

Тогда княгиня приехала в древлянские земли, чтобы отметить поминки на могиле мужа, во время которых древляне были пьяны и, по некоторым летописным данным, убили пять тысяч человек. Впоследствии древляне прислали Ольгу в виде дани птицам, и она приказала им привязать к лапам огненные тряпки и отпустить их домой. Птицы вернулись в свои дома и поэтому сожгли город Древлян.

В этой истории нужно понять два момента. Во-первых, делая все это, Ольга все еще была язычницей, а не христианкой. То есть внутренне пока не изменилось. Во-вторых, поведение царевны по языческим меркам было вполне естественным.

***

В 1007 году, после постройки Десятинной церкви в Киеве, тело княгини Ольги было перенесено в этот храм. Согласно легенде, в каменном склепе было сделано окно, и было ясно, что останки этой великой женщины нетленны.

Народная память о святой равноапостольной княгине Ольге

В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня и два памятника княгине. Памятники святому воздвигнуты в Киеве и Коростене, фигура Ольги также присутствует в памятнике «Тысячелетие Руси» в Великом Новгороде. В честь святой княгини Ольги названы Ольга залив Японского моря и поселок городского типа в Приморском крае. Улицы Киева и Львова названы в честь Святой Ольги. Кроме того, от имени Сант’Ольги были учреждены следующие ордена: знак равноапостольной Святой княгини Ольги (установлен императором Николаем II в 1915 году); «Орден княгини Ольги» (Государственная премия Украины с 1997 г.); Орден Святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ).

Святая равноапостольная княгиня Ольга
Памятник княгине Ольге и Владимиру в Пскове. Скульптор Вячеслав Клыков
Святая равноапостольная княгиня Ольга
Святая княгиня Ольга у памятника тысячелетия Руси в Великом Новгороде
Святая равноапостольная княгиня Ольга
Памятник княгине Ольге, святому апостолу Андрею Первозванному и равному апостолам Кириллу и Мефодию в Киеве
Святая равноапостольная княгиня Ольга
Залив Сант’Ольга

Теория вторая: политический шаг

Что бы ни рассказывали легенды, историкам точно известно, что первой христианской наставницей князя Владимира была его бабушка, княгиня Ольга. И выбор христианской веры отнюдь не был продиктован «великолепием обрядов и красотой храмов», как гласит легенда. Это был чисто политический ход.

Задолго до того, как Владимир Красно Солнышко крестил Русь, его бабушка, княгиня Ольга, первой подумала об объединении разрозненных племен под знаменем единой веры. Причин было несколько:

  • Во-первых, многие страны Европы уже приняли христианство;
  • Во-вторых, принятие христианства должно было объединить страну;
  • В-третьих, христианство приблизило бы Русь к просвещенным византийцам.

Недолго думая, Ольга, подобрав посольство, лично отправилась в Константинополь, чтобы встретиться с императором, увидеть храмы и ритуалы глазами, а затем креститься.

И эта теория смелого и разумного политического шага кажется более логичной.

Женщина подошла к известному старцу с вопросом. про умирающих индюшек! Пока все смеялись, вот что сделал старец

Как и святитель Филарет Московский, он «брал взятку» у деревенского служащего

Эта блаженная незаслуженно забыта: ее почитали не меньше Матроны Московской и Ксении Петербургской

Как же князь оказался среди наших святых, живших в Орде и женившихся на ханской дочери?

Почитание святой равноапостольной княгини Ольги

Вероятно, во времена правления Ярополка (972-978) княгиня Ольга стала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение его мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С этого момента день памяти С. Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля (ст. Ст.). При великом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в десятиную церковь Успения Пресвятой Богородицы и помещены в саркофаг. В церковной стене над могилой святой Ольги было окно; и если кто приходил к мощам с верой, он видел мощи через маленькое окошко, и некоторые видели сияние, исходившее от них, и многие больные исцелялись. Сбылось пророчество святой княгини Ольги о смерти ее сына Святослава. Согласно летописи, его убил князь Печенежский Курей (10 век), который отсек Святославу голову и сделал из черепа чашу, связал ее золотом и пил из нее во время праздников. Труды и молитвенные действия святой Ольги подтвердили величайший подвиг ее племянника святого Владимира — Крещение Руси. В 1547 году Ольга была причислена к лику святых, равных апостолам.

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести о прошлых годах», Житии из Градусной книги, житийном произведении инока Иакова «Память и слава князю Русскому Володимеру» и очерк Константино Порфирогенито «О церемониях византийского двора». Другие источники предоставляют больше информации об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. Согласно Иоакимовой летописи, первоначальное имя Ольги было Прекрас. Летопись Иоакима сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968-971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку в той же летописи сообщается, что у Игоря были и другие жены. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги. Средневековый чешский историк Томаш Пешина в очерке на латинском языке «Mars Moravicus» (1677 г.) рассказал о некоем русском князе Олеге, который (940 г.) стал последним королем Моравии и оттуда был изгнан венграми в 949 г. Второй для Томаша Пешиной Олег Моравский приходился Ольге братом. Константин Порфирогенит упомянул о существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепи (отсюда племянник или двоюродный брат), в списке его окружения во время визита в Константинополь в 957 году.

Что сказано в житии?

Сант'Ольга

Продолжая рассмотрение вопроса о крещении Руси и Ольги как своей правительницы, первой в стране официально принявшей христианство, необходимо сказать, что о ее творчестве в ее жизни сказано следующее. Он правил управляемыми землями как разумный и сильный человек. Он твердо держал бразды правления в своих руках и храбро защищал страну от вражеских вторжений. Ее враги боялись ее, но их люди любили ее. Во всех вопросах управления проявил мудрость и дальновидность.

Ольга была милосердна в душе, она помогала бедным, бедным и бедным. Правильные просьбы быстро достигли его сердца, и он их выполнил. Под его руководством государство росло и укреплялось. Города строились в окружении дубов и каменных стен.

Во время правления Ольги были установлены первые государственные границы Киевской Руси. Героические заставы, упомянутые в эпосах, защищали мирную жизнь как от кочевников, нападающих с востока, так и от западных набегов. Иностранные купцы ехали в Россию с товарами. Скандинавские наемники охотно вступили в русскую армию. Россия постепенно превратилась в великую державу.

Значение в русской истории

Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из основательниц государства Российского. Он путешествовал по русским землям, подавлял восстания мелких местных князей, централизованное государственное управление с помощью «кладбищенской» системы».

Погости — финансовые, административные и судебные центры — стали сильной опорой княжеской власти на землях вдали от Киева.

Благодаря великой княгине оборонительная мощь России значительно возросла. Под ней вокруг городов выросли крепкие стены. Историки относят установление первых государственных границ России ко времени его правления — на западе, с Польшей.

Киев во времена великой княгини был центром притяжения иностранных купцов; он вырос за счет каменных построек, иногда очень искусных, таких как городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-х годах 20 века.

Приняв христианство, Ольга всячески поддерживала немногочисленных христиан Киева: уничтожала языческих идолов, строила храмы и поощряла проповедь Евангелия.

***

Иконография Святой княгини Ольги традиционна для всех равноапостольных святых. Апостолам равны те святые, которые служили Господу, освещая людей светом Христа. Сант’Ольга традиционно изображается стоящей на иконах. В его правой руке крест, символ проповеди Христа, которую вели все святые, равные апостолам. В левой руке символическое изображение храма. Еще одно традиционное изображение княгини вместе с князем Владимиром, равноапостольным.

Ольга -г

***

Святой княгине Ольге установлено несколько памятников. Один из самых известных находится в Киеве, на старой Михайловской площади. Это целая скульптурная композиция. В центре — княгиня Ольга, справа — апостол Андрей Первозванный, слева — святые Кирилл и Мефодий. Памятник открыли более ста лет назад, в 1911 году. Скульптурная композиция явилась элементом большого проекта «Исторический путь»: по всей Украине воздвигнуты памятники в честь первых русских князей. По задумке авторов, памятники должны были образовать своеобразный переулок от Софийской до Михайловской площади. Николай II дал зеленый свет на создание этой аллеи и выделил на строительство 10 000 рублей.

В советские годы памятник Сант’Ольге постигла печальная участь. В 1919 году статую сбросили с постамента и разбили на две части. Боковые скульптуры были покрыты досками. Вместо княгини Ольги установлен бюст писателя Тараса Шевченко. В 20-х годах прошлого века скульптурная композиция была полностью разобрана и на ее месте устроили сквер.

В 1996 году в парке проводились раскопки: археологами были обнаружены части сломанной фигуры великой княгини Ольги. Фрагменты старинного памятника закреплены и размещены в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске. А композиция на Михайловской площади тщательно воссоздана. Над реконструкцией работали ученики первого автора памятника Ивана Кавалеридзе.

***

В Русской Церкви существует женский орден Святой княгини Ольги, равноапостольной. В 1988 году он был основан Патриархом Пименом и Священным Синодом — в честь 1000-летия крещения Руси. На момент учреждения этот орден является третьим в Русской Церкви. Орденом равноапостольных святых княгиня Ольга награждают игуменьи монастырей и мирянки, так или иначе служащие Церкви и делу христианского просвещения.

Мы превозносим вас, святая княгиня Ольга, равная апостолам, как если бы рассвет утренний засиял на нашей земле и свет православной веры предсказал ее народу.

О великая святая Божья, избранная и прославленная Богом, равная апостолам великая княгиня Ольга! Вы отвергли злобу и языческую злость, уверовали в единого истинного Троичного Бога, приняли святое крещение и заложили основу просвещения земли Русской светом веры и благочестия. Ты наш духовный предок, ты, по словам Христа Спасителя, первый виноват в просвещении и спасении нашей расы. Вы — теплый молитвенник и заступник за Царство Всея Руси, его царей, народных правителей, армию и весь народ. Об этом мы смиренно молимся вам: взгляни на нашу слабость и умоляй милостивого Царя Небесного, не гневайся на нас, как мы каждый день грешим из-за нашей слабости, не губи нас нашими беззакониями, но помилуй и спаси нас с Его милостью, пусть наш спасительный страх вселит в наши сердца, пусть наши умы озарится Его благодатью, позволь нам понять пути Господа, позволь нам оставить пути зла и заблуждения, идти путем спасения и истины, непоколебимо исполнение заповедей Божиих и уставов Святой Церкви. Молись, блаженная Ольга, Гуманитарий Божий, чтобы он приложил к нам свою великую милость: чтобы он освободил нас от нашествия инопланетян, от внутренних беспорядков, от восстаний и борьбы, от голода, от смертельных болезней и от всякого зла; даруй нам доброту воздуха и плодородие земли, пастырь ревностно спасает стадо, все люди спешат усердно исправлять свое служение, проявляют любовь друг к другу и сочувствие на благо страны и народа Святая Церковь, чтобы верно трудиться на благо Отечества и Святой Церкви, пусть свет спасительной веры сияет в нашем Отечестве во всех его целях; они обращаются к неверующей вере, все ереси и расколы отменяются; поэтому, живя в мире на земле, давайте даровать себе вечное блаженство с вами на небесах, восхваляя и превознося Бога во веки веков. Аминь.

Невинный о Уналашке: как ему удалось убедить алеутов отказаться от многоженства и убийства рабов

Что сообщает Продолжатель Регино Прюмского?

Крещение Ольги

Однако на этом вопросы не заканчиваются. Константин VII нигде не говорит о крещении Ольги и не объясняет цель ее визита. Среди сопровождающих правителя России священник по имени Григорий. Исходя из этого, некоторые историки предполагают, что к моменту прибытия в Константинополь принцесса уже обратилась в христианство. Так почему же император называет ее языческим именем?

О крещении в византийской столице упоминает и продолжатель произведений Регино Примского, автора «Мировой хроники» X века. В нем упоминается имя римского императора II, что указывает на 957 год. Свидетельства этого автора считаются достоверными, поскольку историки предполагают, что за этим именем скрывается епископ Адальберт Магдебургский, который возглавлял провалившуюся миссию в Киеве в 961 году и имел первую -ручная информация.

Как среди наших святых оказался князь, который жил в Орде и женился на ханской дочке?

Женщина подошла к известному старику с вопросом . насчет умирающих индюков! Пока все смеялись, вот что сделал старик

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Иконы

На иконах святая царевна Ольга, равная апостолам, изображена во весь рост или по пояс. Она одета в царскую одежду, ее голову украшает княжеская корона. В правой руке святая княгиня Ольга Владимирская держит крест — символ веры как нравственной основы государства или свиток.

Святая равноапостольная княгиня Ольга
Святые принципы. Деталь церкви поля «Теттуччо селеста». На этом клейме представлены (сверху вниз, слева направо): князья Довмонт, Всеволод, Ольга, Борис, Владимир, Глеб. Тверская областная картинная галерея. 1588–1590

Святая Ольга равноапостольная. Фреска. Московский Кремль (Архангельский собор). 17-го века
Святая Ольга равноапостольная. Фреска. Московский Кремль (Архангельский собор). 17-го века
Святая Ольга равноапостольная. Лицо Строгановской иконы подлинное. 11 июля (деталь). Россия. Конец XVI - начало XVII века (изд. В Москве в 1869 г.). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову
Святая Ольга равноапостольная. Лицо Строгановской иконы подлинное. 11 июля (деталь). Россия. Конец XVI — начало XVII века (изд. В Москве в 1869 г.). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову

Святая равноапостольная княгиня Ольга
Икона «Блаженная княгиня Ольга и великомученик Георгий». Русский Север, начало 18 века
Святая равноапостольная княгиня Ольга
Месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Россия. Конец 15 века
Святая равноапостольная княгиня Ольга
Крещение княгини Ольги в Константинополе. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Россия, 15 век

Тропарь, кондак и канон святой равноапостольной княгине Ольги

Тропарь, поз.1

Крилома из Божественного разума, зафиксировав свой разум, вы пролетели над видимыми существами, ища Бога и Создателя всего. И получив его, вы получили творение крещения. И вы наслаждаетесь деревом животного креста Христа, остаетесь навечно, вечно славным.

Кондак, д.4

Мы воспеваем этот день Благодетелю всего Бога, прославившему мудрую Ольгу на Руси. И своими молитвами ко Христу даруй нашим душам прощение грехов.

Свидетельство византийского императора

забавно читать вымысел позднего летописца о том, что новокрещеная русская княгиня кажется более знатоком канонического церковного права, чем правительница православной империи, и, кроме того, она написала трактат «О церемониях» в Византии. Не менее смешным выглядит брак Константина с овдовевшей княгиней Русской, которой на тот момент, по той же летописи, было 62 года.

Для объяснения обстоятельств уместно обратиться к показаниям самого Константина. Он описывает визит Ольги в книге «О церемониях». Согласно точным датам названного им календаря, это событие произошло не в 955 году, а в 957 году. Император, столь педантичный в изложении придворных обрядов, ничего не говорит о крещении Ольги. Но принятие христианства правителем соседней «варварской» страны всегда было важным событием в политике Византии. С этого времени такая страна считалась входящей в круг гражданских государств как вассал Византийской империи.

Если бы такое событие произошло при Константине, да еще с его участием, то он обязательно упомянул бы об этом. Но это говорит только о приеме, о торжествах по этому поводу. Он также сообщает, что Ольгу сопровождал священник по имени Грегорио, но не раскрывает своего происхождения. Важно, что Константин всюду называет Ольгу ее языческим именем и ни разу не упоминает ее христианское имя Елена.

Очевидный вывод из этого свидетельства состоит в том, что во время своего визита в Константинополь в 957 году Ольга еще не крестилась.

Оцените статью
Блог про православные обряды